Моя инициатива в образовании.Обобщение опыта работы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»с.Верхнерусское Диагностика и коррекцияпроцессов чтения учащихся начального звенаЦель: предупреждение нарушений процессов чтения ; формирование универсальных учебных действий в рамках предметной области «литература» Чтение с психологической и психолингвистической точки зрения Чтение – это один из видов речевой деятельности (А.Леонтьев, А.Н.Соколов, Н.И.Жинкин), которая «представляет собой активный ,целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения» (И.А.Зимняя) Механизм чтенияПредмет деятельности – мысль.Мотив деятельности – познавательная потребность, интерес.Цель- установка: зачем и как читать (вслух, молча; вид чтения).Ориентировочно - исследовательское звено (уровень)-просмотр текста, преобразование смыслового звена в поступочное – «речевой поступок».Продукт деятельности- смысловое решение, умозаключение, суждение.Самоконтроль - перечитывание с целью уточнения «речевого поступка» умозаключения.Самооценка, оценка деятельности – оценка с применением критериев :правильности, логичности чтения, выразительности и т.д. Результат деятельности – понимание читаемого текста (смысла или основной мысли в статье). А.А.Смирнов, А.Н.Соколов, Н.И. Жинкин. Оценочный лист уровня сформированности регулятивных УУД ЦелеполаганиеПланированиеПрогнозированиеКонтроль и коррекцияОценка учебной деятельностиУмеет прини-мать цельУмеет следовать цели в деятельностиУмеет действовать по плануУмеет планировать свою деятельностьУмеет предвосхи-щать резуль-тат деятельностиУмеет заме-чать допу-щен-ные ошибкиУмеет обосно-вать и исп-равлять допущенные ошибкиИс-пы-тывает пот-ребность в оценива-нии деятельностиУмеетадекватно прини-мать оценку деятельности Умеет самостояте-льно оцени-вать свою деятельностьс помо-щью взрос-логоСамос-тоятель--нос помощью взрослогосамостоятельноТ.А.-+--+----++-«?» – не раскрыл себя;«-» - не владеет;«+» - владеет Оценочный лист уровня сформированности регулятивных УУД Мотивация деятельностиВыдел-яет познавательную цель с помо-щью учителяОсущест-вляет поиск информа-ции с помощью учителяНахо-дит ответы на вопро-сы, исполь-зуя свой жизнен-ный опытИсполь-зует знако-во-симво-личе-ские дейст-вияПонимает смысл простого текстаСтроит речевое высказывание с помощью учителя в устной формеТ.А.?++?-?+«?» – не раскрыл себя;«-» - не владеет;«+» - владеет Оценочный лист уровня сформированности личностныхных УУД ФИ ученикаПонимает оценку учителей, товарищейУмеет оценивать себя по критериям, предложен-ным взрослымиУмеет уважитель-но относить-ся к другому мнениюУмеет понимать чувства других людейУмеет проявлять самостоя-тельность в разных видах деятельностиУмеет делать само-оценкуУмеет взаимодей-ствовать со сверстни-камиТ.А.+++??-?«?» – не раскрыл себя;«-» - не владеет;«+» - владеет Оценочный лист уровня сформированности коммуникативных УУД Имеет первоначальные навыки работы в пареСлушает и понимает речь другихЗнает и применяет первоначальные способы поиска информацииУмеет задавать вопросыУмеет слушать, принимать чужую точку зренияУмеет договариватьсяСтроит простое речевое высказываниеТ.А.++?+??+«?» – не раскрыл себя;«-» - не владеет;«+» - владеет Диагностика речевой деятельности 1.Анамнез речевого развития (предрасположенность, наследственность Т.А. речевых патологий) поздно заговорила2.Исследование сенсорного уровня .Проверка состояния фонематического восприятия нарушеноИсследование артикуляционной моторики нормаИсследование звукопроизношения норма Исследование сформированности звуко - слоговой структуры слова нарушено 3.Исследование грамматического строя речи.Повторение предложений нарушено Верификация (редактирование) простых предложений нарушеноСоставление предложений из слов ,предъявленных в начальной форме нарушеноДобавление предлогов в предложение нарушеноОбразование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах4.Исследование словаря и навыков словообразования нарушеноОбразование слов с суффиксами –ок -.Образование прилагательных от существительных 5.Исследование связной речи. нарушеноСоставление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок)Пересказ прослушанного текста.6. Обследование мелкой моторики рук. нарушено Результат: общее недоразвитие речи Диагностика проводится на основе речевых проб, предложенных Р.И. Лалаевой, Е.В Мальцевой и заданий, разработанных А.Р.Лурия. (Тестовая методика Т.А. Фотекова) Диагностика навыка чтения №ппФИуч.Как читают текстТемп чтенияПониманиеВыраpительностьОшибки1.Т.А.Целыми словами-Слогами исловами-Слогами+По буквам-Не читают-замедлен15 словФактическое -СмысловоЕ-Не Понимает+- ?-Замены +Пропуски+Искажения+Перестановки+Повторы _Потери строК_ Коррекционная работа Речевые нарушенияПричины нарушенияКоррекционные упражнения и приемы1.Нарушение звукопроизношения (искажение звукового состава слова). 1.Слабая концентрация внимания к языковым средствам общения. 1.Постановка и автоматизация звука. 2.Коррекционные упражнения: «Найди букву, обозначающую искаженный звук, в тексте и вычеркни её», «Найди ошибку и упущение». 2.Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова2.Низкий уровень синтеза звуковых элементов.Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций.Недостаточное знание букв алфавита.Не усвоены понятия «звук» и «буква».1.Синтез звуковых элементов.2.Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)3.«Веселые буквы» ( запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций) 3.Нарушение фонематического восприятия ,слуха. Не сформированы навыки анализа и синтеза звукового состава слова (пропуск, замена букв, искажение ударения, пропуски слогов и слов, перестановка слогов в словах). Плохое запоминание прозы и стихотворения.3.Нарушение фонематического слуха Нарушение слуховой памяти и процессов анализа и синтеза. 1.Различные виды фонематической зарядки: - Какой звук общий; -Если услышишь гласный звук, то подними руку. 2. Цепочки слов: кот-кон и т.д. 3.Коррекционное упражнение на развитие слуховой памяти: «Запомни слова», «Ключевые слова», «Смысловые единицы». 4.Составление разрезанных картинок. 4.Нарушение орфографической зоркости (нарушение поля зрения;повторное считывание одной и той же строчки, пропуски, возврат к вышерасположенной строчке при чтении, потеря строчки при чтении).4.Неустойчивость внимания, прежде всего произвольной формы. Нарушение зрительной памяти. 1. Глобальное чтение (чтение целыми словами) 2. Упражнение «Смотри в одну точку , называя слова написанные слева и справа от точки» 3. Письмо по памяти. 4.Коррекционные упражнения: «Что изменилось», «Вспомни и воспроизведи», «К какой из букв какая карточка подходит». 5.Кроссворды из словарных слов. 6. Лабиринты.7.Шарады и перевертыши. 5.Ограниченный словарный запас (непонимание смысла слов, фразы, искажение смысла слов).5.Слабое развитие произвольной смысловой и слуховой памяти. Плохая осведомленность (кругозор).1.«Укажи лишнее слово». 2. «Исключи предмет». 3. Образуй новое слово от корня при помощи приставок и суффикса. 4. Понимание метафор, пословиц со скрытым смыслом. 5. Выделение новых слов из текста. 6. Работа со словарем. 7.Упражнения на развитие кругозора.6.Нарушение ориентировочного исследования(аналитико-синтетический уровень планирования; внутренняя организация речевой деятельности; первичное восприятие текста, моделирование пересказа текста).6.Нарушение пространственной ориентировки. Нарушение мыслительной операции1. Составление рассказа по его началу или концу. 2. Пересказ с опорой на серии сюжетных картинок. 3.Составление различных фор плана пересказа. 4. Выделение ключевых слов. Пересказ по ним. 5. Выделение основной мысли. 6. Чтение с обращением внимания на подробности и связь с основной мыслью. 7.Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна 7.Отсутствие мотивационного звена (нежелание читать, непонимание для чего необходимо читать).8 Нарушение исполнительного звена (нарушение контроля, самоконтроля, неумение оценивать результаты своей деятельности).1. Беседа о пользе школьного учения. 2.Заинтересованность учащихся в получении знаний. 3.Поощрение результатов учебной деятельности учащихся. 4. Выставки книг. 5. Встреча с авторами. 6.Сравнение прочитанного и увиденного(кинофильм).1. Составление плана пересказа. 2. Работа с разметкой текста: подчеркивание важных мыслей, объединение их, расставление эмоциональных акцентов, определение личностного отношения к событиям, героям, осмысление и решение проблемы, пересказ текста. Вывод :Данная методика позволяет повысить уровень осмысления прочитанного текса, понизить количество ошибок, допускаемых обучающимся при чтении, поможет сформировать универсальные учебные действия , приведет к успешному выполнению итоговой комплексной контрольной работы и достижению планируемых результатов в предметной области «Литература» Данным материалом учитель может пользоваться ежедневно при подготовке к уроку. Таблица может быть использована при составлении адаптированной программы в рамках инклюзивного обучения детей с общим недоразвитием речи.  Результаты коррекционной работы Количество ошибок допускаемых обучающимися при чтении Осмысление прочитанного Темп чтения Итоги комплексной контрольной работы Творческие работы учащихся * * * * * * Поднимусь над землёй высоко, высоко,Огляжу твои дали бескрайние!Хорошо мне с тобою родное село,Мои чувства прими, как признания.Голубые стоят над тобой небеса,Утопают в листве твои улицы,Птицы песни поют нам на все голоса,Дорогое моё Верхнерусское.Ветер тёплым дыханьем умоет тебя,Солнце лучиком нежным согреет,Дождь напоит твои золотые поля,Дорогое моё Верхнерусское.Ты живи, расцветай, будь богаче, щедрей,Молодей, улыбайся и славься!Пусть в веках тебе гимны и песни поют.Дорогое моё Верхнерусское. Ищенко Андрей в соавторстве с отчимом Внуковым А.В. Вдоль по речке Мимо лесаМесто славное одно.Окунулось в зелень летаВерхнерусское село.Здесь родилась,Здесь живу я,Здесь все близкие мои.Я люблю село родноеВерхнерусское моё! Сяркина Дарья