Презентация на тему Стратегии работы с «трудными» подростками


Стратегии работы с «трудными» подростками ОСТОРОЖНО…подростковый возраст! Ассоциации к слову подросток, подростковый возраст Подростковый возраст:Чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? ---- Подросток:---- Ассоциации детей к слову подросток, подростковый возраст Подросток – человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем; человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет; человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь; человек, который осознает все трудности жизни; это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается; достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет; человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты; человек, который имеет свое мнение на жизнь; человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей. . Период полового созревания Снижениеработоспособности Невнимательность, рассеянность Снижениеинтереса к учебе Повышенная чувствительность вспыльчивость Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созреванияВозникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроенияВ подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности:Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимыеНепропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозуТяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция » Чувство взрослости - отношение подростка к себе как ко взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как ко взросломуВ стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведенияПоявляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного» Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы бытьЛичностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой Формируется «Я - концепция» ребенка Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания Формируется образ «реального Я» и «идеального Я» - Представления о собственной внешней привлекательности- Представления о своем уме- Представления о своих способностях в разных областях- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествахПознавательный компонент Познание себяПознание своих различных качествОценочный и поведенческий компонент Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенностиОценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе Реальное «Я» Идеальное «Я» Идеальное «Я» может сильно отличаться от реальногоПри высоком уровне притязанийПри недостаточном осознании своих возможностей Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивностиКогда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитаниюПодростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качестваУ подростка развивается саморегуляция Общение со сверстниками Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителямиВедущая деятельность в этот период – интимно-личностное общениеПодростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление«Счастье – это когда тебя понимают»Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же средеНеформальные группыВзаимная симпатияОбщие интересы, занятияСпособы развлечений, место проведения свободного времени Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограниченоЦенностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителейДля подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Поведенческие особенности подростков: Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственностиВыбирают себе кумировПроявляется соревновательный мотив Чувствительность к оценке посторонних своей внешности Целеустремленность, настойчивость и импульсивность Неустойчивость может смениться апатией, Отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе; Крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих Внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров Пирамида потребностей по Маслоу Стратегия работы с «трудными» подростками: Во-первых, необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно – следственной связи поведения «трудного» ребенка.Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» подростка таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии.Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к подростку из «группы риска» - будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что взрослые понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.Итак, понять, принять, помочь – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку. "ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ" "ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ" Оценка поступка, а не личности Отказ от объяснений Похвала Негативная оценка личности Комплимент Сравнение не в лучшую сторону Временный язык (Сегодня у тебя не получилось это задание …) Постоянный язык(Ты всегда делаешь неправильно …) Ласковые слова Указание на несоответствиеожиданиям взрослых Поддержка Игнорирование Выражение заинтересованности Команды Сравнение с самим собой Приказы Одобрение Подчеркивание неудачи Согласие Оскорбление Поглаживание, приятные для ребенка телесные контакты Угроза Улыбка Наказание Контакт глаз "Жесткая" мимика Угрожающие позы Доброжелательные интонации Негативные интонации Я-СООБЩЕНИЯ Позволяют оказывать влияние на ребенка, если нужно изменить его поведение. Способствуют сохранению хороших отношений.