ПРЕЗЕНТАЦИЯ РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ СТУДЕНТКА: ПЕТРИНЧИК ГАЛИНА ПЕТРОВНА


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»)Руководство детским художественным объединением«Хохломская роспись» Выполнила: Петринчик Галина ПетровнаРуководитель : Пономарева Алла Анатольевна Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и ДПИ.
Актуальность темы определяется потребностью младших школьников в самореализации в процессе занятий декоративно-прикладным и изобразительным искусством , в изучении хохломской росписи . Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Цель Цель–обучить детей технологии и техники хохломской росписи. Воспитать у учащихся эстетический вкус, любовь и уважения к искусству и культуре своей земли, своей страны и всего мира.
Задачи ДХООбразовательные: Обучение детей основам мастерства декоративно – прикладного искусства; Обучение технологии хохломской росписи. Развивающие: Развитие интереса детей к изучению хохломской росписи; Развитие творческих способностей обучающихся. Воспитательные: Эстетическое воспитание детей на примере декоративно – прикладного искусства; Воспитание патриотизма, уважение к труду, любовь к мастерству.
Роспись и ее особенности.Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, чёрный и золотой, которые сохранились и поныне. Сложился и особый тип орнамента: «травка» – красные и чёрные стебли травы; «пряник» – ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный чёрной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» – цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» – изображение ягод и листьев. Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро





Знакомство с элементами хохломской росписи.Есть несколько "фирменных" элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.-"Осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)-"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением)-"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)-"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)-"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)-"Кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек", "травинок", "капелек", "усиков" и "завитков")-"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания "разживляются" желтым цветом. Формы, методы и средства обучения в ДХОЧастично-поисковый методМетод проблемного обучения Объяснительно-иллюстративный методРепродуктивный метод Исследовательский метод




Словестные методыНаглядные методыПрактические методыМетоды и приемы активизации познавательной и творческой деятельности в ДХО: Активные методы обучения- это способы активизации познавательной деятельности учащихся , которые побуждают их к активному творчеству , мыслительной деятельности в процессе получения знаний и обладания новыми .Методические упр.Игровой метод Метод моделирования Использование макетов и пособийРассматривание картинРассказБеседаИгры -драматизация Виды работ, способствующих активизации познавательной деятельности детей ИгрыЗагадкиРебусыГоловоломкиЗанимательные задачиТворческие работыПрослушивание в записи образцов художественного чтения Технические и информационно коммуникативные средства обученияИнформационные технологии позволяют разнообразить формы проведения занятийМультимедийные презентацииРабота с электронной базой данных
Рабочая программа по изучению хохломской росписи Цели занятия: -Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи. -Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся. -Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. Направленность программы: художественно-эстетическаяТип программы: общеразвивающаяВид программы: модифицированнаяХарактер программы: интегрированныйУровень освоения: углубленныйОбразовательная область: декоративно-прикладное творчествоСрок реализации программы: 1годВозраст учащихся: 8-13летФорма организации образовательного процесса : групповая и индивидуальная. Цель программы:  – знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка. Способствование формированию основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, способности развития интереса к национальной культуре. Задачи образовательной программыОбразовательные задачи. - в области хохломской росписи (элементы росписи, упражнения, история возникновения хохломской росписи).Метапредметные задачи. – способствовать свободному владению кистевой росписи на изделии; - воспитание аккуратности и стремления доводить начатое до конца.Личностные задачи . -воспитывать настойчивость в преодолении трудностей и уверенность в собственных силах; -развивать художественный и эстетический вкус; - развивать целеустремленность способность добиваться результата; -пробуждать воображение и раскрывать творческие способности. Актуальность программыАктуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Созданы условия для развития интереса к народному творчеству и русским традициям, так же дети могут применять полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, возможность создания подарков своими руками. Срок реализации программы.Программа рассчитана на 1год обучения.Программа первого года обучения позволяет учащимся освоить основы хохломской росписи, научиться правильно выполнять упражненияОсвоение программы позволяет подготовить школьников для предпрофильного и профильного обучения ИЗО и ДПИ. 1. Образовательные: - расширить знания об истории возникновения и развития местного народного промысла.2. Метапредметные: - развить творческое воображение и зрительную память; - развивать мелкую моторику рук. 3. Личностные: - воспитывать творческое отношение к труду и уважение к культуре родного края; - вырабатывать трудолюбие и аккуратность в работе;- воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе, стремление довести начатое дело до конца. Планируемые результаты освоения образовательной программыОжидаемые результаты освоения программы: Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях. По итогам реализации программы дети должны знать: Историю хохломской росписи. Виды хохломской росписи. уметь: Уметь расписать деревянную доску под хохломскую роспись. Историю росписиТехнологию росписиУметь составлять орнаментальные композиции. Способы проверки знаний и умений: - творческие задания; - итоговое занятие; - выставки; При планировании занятия необходимы продумать его этапы:Особенность данной образовательной программы состоит в том, что каждый раздел учебного плана составлен на основании последовательного усложнения элементов народной росписи. Учебный план предусматривает самостоятельные творческие задания. Встречаясь с трудностями, дети пытаются их преодолеть и решить самостоятельно. Роспись по дереву требует от ребенка усидчивости, терпения, что способствует развитию его личности, воспитанию характера. При украшении деревянных изделий формируется целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о народных художественных промыслах, но и  умений по работе кистью, художественного мышления, чувства композиции.Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность украшать конкретные изделия и видеть результат своей работы.
Учебно-тематический план{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}№ занятияТема Кол-во часовТеория     Практика1Вводное занятие. Техника безопасности. Кистевые приемы хохломской росписи. 2 2 2Колорит росписи, главный элемент- “ведущая линия”. Орнамент. Элементы хохломской росписи, элемент “травка”. 2 2 3 Виды ягод, листьев. Соединение элементов. Виды цветов. Оживка. 2 2 4Виды хохломской росписи: “верховая роспись”. 1 3 5Виды хохломской росписи. Роспись “под фон”. Древесина. Материалы. 2 2 6“Узор в полосе”. 1 1 7Виды животных. Элементы росписи: “Зайчик”, ”Олененок”, ”Белочка”. Виды птиц. Композиция “Птичка”2 2 8Составление композиций. Заключительное занятие2 4 Итого 32 часа14ч. 18 ч. Конспект занятия для младших школьниковтема«хохломская роспись» Цель и задачи занятия:Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи .Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. • развивать живописные умения и навыки Оборудование для учителяизделия с хохломской росписью, открытки, репродукцииплакаты "Хохломская роспись"презентации "Хохломская роспись" Оборудование для учащихсямодель для раскрашивания "Блюдце",гуашь, кисти, баночка для воды,лист бумаги, салфетка, простой карандаш, ластик. Мною было проведено занятие МОУ ДОД ЦДТ по теме :«Снегири на ветке рябины» Группа: учащиеся 7-13 лет Тема: «Снегири на ветки рябины»Цели занятия:Развитие художественно-творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.Задачи занятия:Обучающие: научить рисовать птиц; научить передавать в рисунках красоту линий, окраску оперения, их цветовую гармонию, определение пропорций; научить укреплять межпредметные связи (литература, география).Развивающие: развивать воображение, аккуратность учащихся, умение восхищаться красотой окружающего мира. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности. Содержание занятия: 1. Организационный момент. 2.Введение в игровую ситуацию. 3. Изучение нового материала. 4. Практическая работа. 5. Подведение итогов 6. Домашнее задание. Оборудование для педагога: плакат с изображением снегирей на ветках рябины, музыкальное сопровождение для поднятия настроения и работоспособности: классическая музыка. Оборудование для учащихся: листы формата А 4, карандаши, ластики, гуашевые краски, палитры, стаканчики с водой, кисти, ватные палочки. Ход занятия1. Организационный момент.Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Галина Петровна, и я очень рада видеть вас на своем занятии. Стук в дверь. Входит почтальон, приветствует учащихся, отдает мне посылку. Он (почтальон) уходит. Из посылки достаю мешок и письмо от Деда Мороза. Читаю письмо (в письме обращения Деда Мороза к ребятам)2. Введение в игровую ситуацию. Педагог: Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы детей). Педагог: Снегирь получил свое название от слова снег, так как прилетает к нам в город с первым снегом, живет всю зиму, а потом опять улетает в лес. Это очень красивая и спокойная птица. У нее красная грудка, черная маленькая голова, длинный хвост, крепкий и толстый клюв. Как вы думаете, чем питаются снегири?Учащиеся: Снегири питаются семенами деревьев, семенами шишек, ягодами рябины.Педагог: Правильно, молодцы ребята!У этой птицы голос очень слабый. Слышно только тихое посвистывание. Но оттенков у его песни множество. Своим свистом они могут позвать друзей или предупредить об опасности. Снегири очень добрые птицы и живут всегда стайкой. Стихотворение: «Снегири».Где ты?Где ты?Не пойму.Не летай далёкоОчень скучно одному Очень одиноко.Вот хорошие кусты,Сядем вместе, я и ты.Аленькие пёрышки,Беленький снежок.Зёрнышко за зёрнышком,Очень хорошо.Иней да морозец - благодать!Почему синицы мёрзнут - не могу понять.Много ли нам надо,Мы и не спешим.Сядь со мною рядом,Вместе поскрипим.Голосок не звонкий, да перья хороши.Песенка нехитрая, да от всей души.Лидия Бартольд 3. Изучение нового материала. Педагог: Ребята, а вы знаете из каких частей состоит птица? Туловище. Какой оно формы? (Ответы детей).Педагог: А какого цвета? (Ответы детей).Педагог: А это голова. Она круглая, маленькая и черная. Голова меньше, чем туловище. Находится впереди и немного сверху.Вам уже должно быть известно, что туловище заканчивается хвостом. Он длинный и черный.Педагог:У рябинушки ладошки Зацелованы дождями. Ягод пламенная крошка На ветвях и под ногами. У рябинушки дорожка. Кто пройдет – спасибо скажет. За тепло и нрав хороший. Нет её сегодня краше.Педагог: Скажите, пожалуйста, ребята, что такое рябина?Учащиеся: Это красивое дерево с гроздьями красных ягод.Педагог: А что такое гроздь?Учащиеся: Это много маленьких веточек на одной ветке с ягодами. 4. Практическая работа Педагог - Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить рисунок снегирей на веточке рябины. (Опираясь на иллюстрации, учащиеся вспоминают из каких геометрических форм состоит снегирь, где и как правильно расположены голова, глаза, клюв, хвост)Веду в процессе индивидуальную работу ( направляю, подсказываю, отвечаю на вопросы.)(Физкульт-минутка. Гимнастика для глаз.) 1. Двигайте глазами по прямой горизонтальной линии вправо и влево. 2. То же самое, но вверх и вниз. 3. Вращайте глазами по кругу – сначала по часовой стрелке, затем против нее. 4. Интенсивно и быстро зажмуривайтесь и расслабляйте глаза.7. Быстро-быстро поморгайте.5. Подведение итогов1. Закрепление изученного нами материала на уроке.2.Анализ работ.3.Поощрение учащихся. 6. Домашнее задание. Работу закончить дома ( если она не закончена ). Список литературыСластенин В. Педагогика профессионального образования. Издательство: Academia. 2014 г. 368 с.Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства.- М. Академия, 2013.-256 с.Даглдиян, Калуст Тигранович. Декоративная композиция. Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Изобразит. искусство" - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 313 с. Сокольникова, Наталья Михайловна. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: AcademiA, 2014. - 365 с. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: методическое пособие для учителей / Д. В. Григорьева, Б. В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2012.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2011.Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. 2-е издание, М., Академия, 2014. -176с.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительно искусства в школе.М., Просвещение, 2012. -251с. Спасибо за внимание!!!