Презентация Губительная власть денег (по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»)


Губительная власть денегУрок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» ОперыОперыВоевода (1868)Ундина (1869)Опричник (1872)Евгений Онегин (1878)Орлеанская дева (1879)Мазепа (1883)Черевички (1885)Чародейка (1887)Пиковая дама (1890)Иоланта (1891)БалетыЛебединое озеро (1877)Спящая красавица (1889)Щелкунчик (1892)П.И.Чайковский О карточной игре в «Пиковой даме»Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые. Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта. Банкомёт «держал талью» или метал, то есть открывал по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя. Если загаданная игроком карта выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту.В «штосс» играли на деньги. Игрок или «понтёр» (от слова «пуанта» или point — точка, указывать на что-то) называл сумму и загадывал карту и объявлял её — это называлось «играть мирандолем». Можно было «играть на руте», то есть постоянно увеличивая ставки вдвое или «играть пароли-пе», то есть увеличивая ставки в четыре раза. При 2 или 4-кратных увеличениях ставок можно было выиграть очень большие деньги, поэтому и банкомёт и понтёры иногда прибегали к уловкам. Самая обычная хитрость — «крапленые карты», то есть имеющие чуть заметные условные отметины на крапе карт, которые, конечно, готовились заранее. Для того, чтобы шулерство было невозможно, особенно при игре на большие ставки, игроки использовали специальные правила. Они заключались в том, что игрокам подавались новые, ещё не распечатанные колоды карт: одна игроку, другая банкомету. Понтёр не просто загадывал карту, а выбирал загаданную карту и клал её рядом с собой, иногда клал крапом вверх и даже не называл её своему противнику, обычно такая карта отмечалась загибанием угла. Понтёр следил за открывающимися картами из колоды банкомёта, когда выпадала загаданная карта, он открывал свою и называл её. При таких строгих правилах шулерство было исключено. Портрет княгини Натальи Петровны Голицыной, урожденной графини Чернышевой (1741 - 1837) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.История создания Чем же замечателен Германн? Что это за человек? Внешне это заурядный, даже скучный человек. Но в нем живут «сильные страсти и огненное воображение» азартного человека, который целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочными трепетом за различными оборотами игры». Томский о нём : «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства»

Обманутая Лизавета Ивановна Способность любить – главная мера человека. Германн не только не способен любить, но и позволяет себе надругаться над любовью Лизаветы. Ради денег он увлекает молодую девушку, которую на самом деле не любит, растаптывает ее чувства). Вторая жертва злодейства Германна Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть: «Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе».Убитая любовь. Убитая жизнь… Третья жертва Германна – он сам.Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут к его саморазрушению. Еще до героя Достоевского Германн мог воскликнуть: «Я себя убил, а не старушонку!»Страсть к деньгам погубила Германна, и он сходит с ума – в этом его наказание. "Пиковая дама" П.И. Чайковского - опера в 3 действиях, 7 картинах. Была заказана композитору дирекцией императорских театров. Опера была написана в эскизах в течение 44 дней во Флоренции в 1890. Сюжет заимствован из одноименной повести Пушкина. Либретто написано братом композитора М.И.Чайковским, при участии самого П.И.Чайковского. Первое исполнение состоялось 7 декабря 1890 в Петербурге на сцене Мариинского театра. Сам композитор активно участвовал в его подготовке. Дирижер Э.Ф.Направник. Режиссер Г.П.Кондратьев. Танцы и интермедия поставлены М.Петипа. Все новое, сравнительно с Пушкиным, в сюжете, по отзыву либреттиста оперы, заключается в перенесении времени действия в эпоху Екатерины II и введение любовно-драматического элемента. Чайковский превратил Германа из честолюбивого игрока с "душой Мефистофеля" в бедного офицера, вызывающего скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена из бедной воспитанницы во внучку старой графини. Толкуя по-своему пушкинскую повесть, Чайковский одновременно укрупнил ее. Особенностью оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного русского тенора Н.Н.Фигнера, который и стал ее первым исполнителем. Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу "Пиковая дама", называя ее шедевром.Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» А. С. Пушкин своей повестью осудил корысть, губительную власть денег, которая ведет к преступлению, унижению человеческого достоинства.