Формирование УУД учащихся в процессе изучения физики в соответствии с требованиями ФГОС


Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО ФГОС ООО направлен на новые цели и ценности образования и отражает не только сегодняшние, но и перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования. Принципиальное отличие новых стандартов от ГОС 2004 года заключается в том, что целью является не только предметный, но и личностный результат. Важной является прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Требования к результатам образованияВо ФГОС ООО содержание образования детально и подробно не прописано, однако чётко обозначены требования к его результатам:личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.);метапредметным (умение учиться);предметным. Универсальные учебные действия (УУД) Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:носят надпредметный, метапредметный характер;обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Функции УУДобеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Виды УУД- личностные- регулятивные - познавательные- коммуникативные Формирование личностных универсальных учебных действий Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности Структура гражданской идентичности включает четыре основных элемента: когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых элементов;поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении. Требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся 1)в рамках когнитивного компонента: создание историко-географического образа России, формирование образа социально-политического устройства страны, знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, основ здорового образа жизни 2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов: воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; - уважение личности и ее достоинства, уважение ценностей семьи, признание ценностей здоровья 3)Деятельностный компонент (ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ): участие в школьном самоуправлении , выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий, реализация установок здорового образа жизни); умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий. Характеристиками сформированной личностной идентичности усвоенный и принимаемый образ «Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру»;чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменения Я и ситуации;способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития. Формирование регулятивных универсальных учебных действийК регулятивным универсальным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Главной функцией регулятивных УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Формирование регулятивных УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения предмета. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД 1. Общение -является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции 2.совместная работа ученика и учителя - планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы – наилучший метод самостоятельной работы школьников 3. Учитель должен планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на: а) инициации внутренних мотивов учения школьника; б) поощрения действий самоорганизации при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости; в) использования групповых коллективных форм работы Показатели сформированности у учащегося общей структуры регулятивной деятельностиУченик умеет составлять план действий.Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости.Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще не известно.Ученик способен к волевому усилию. Формирование познавательных УУД К познавательным универсальным учебным действиям относят:1. Общие учебные, включая знаково-символические (моделирование);2. Логические действия;3. Действия постановки и решения проблем, включающие анализ, формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера. Формирование общих познавательных УУД является важным не только для обучения ребенка, но и для его всестороннего развития, так как умения читать, говорить, слушать и писать можно считать фундаментом образования и развития.Логические учебные умения –  умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются главным образом при выполнении учениками практических работ на уроке и во внеурочной деятельности.Для формирования умения постановки проблемы применяются задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приемами осмысления, на структурирование текста и его оглавление. Формирование коммуникативных УУДСодержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учетом позиции другого человека. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение техникой общения. Перечень коммуникативных действий 1.Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией :- умение слушать и слышать друг друга;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;- умение представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме;- готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;- умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 2. Способность действовать с учетом позиции другого человека и уметь согласовывать свои действия понимание возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной;- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. 3 Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;- планирование общих способов работы;- обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); 4. Работа в группе - умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;- умение обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;- способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу – через анализ ее условий. 5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества: уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;- адекватное межличностное восприятие;- готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; 6. Речевые действия, - использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;- речевое отображение учеником содержания совершаемых действий (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Памятка для учителяГлавное есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Список литературы:Федеральный государственный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова -  М., 2008. 3. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики”  http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html4Пономарева Е.Н.старший научный сотрудник ТОИПКРО