Презентация педагогического проекта Развитие речевой деятельности учащихся через интерактивные формы обучения на занятиях детского объединения Лира


Развитие речевой деятельности учащихся через интерактивные формы обучения на занятиях детского объединения «Лира» Педагога дополнительного образования МБУДО ЦДОД г.ТамбоваКаревой И.В. Педагогический проект Теоретическое обоснование проблемы В последние годы в методике обучения русскому языку возрос интерес учёных-методистов и учителей-практиков к проблемам развития связной устной и письменной речи.  Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребёнка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова).Во-вторых, тем, что в методике обучения русскому языку на смену грамматическому направлению постепенно, но уверенно приходит коммуникативное направление, т.е. на первое место ставится обучение языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации или, как определяют это направление японские методисты, "языковому существованию". Теоретическое обоснование проблемы Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучениеИнтерактивные методы призваны решать следующие задачи: • формировать интерес к изучаемому предмету; • развивать самостоятельность учащихся;• обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; • комфортно чувствовать себя на занятиях; • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе. Невысокий уровень сформированности у учащихсяумений самостоятельной работы Учащиеся стесняютсяговорить, боятся сделать ошибку,подвергнуться критике Непониманиеучащимися поставленныхречевых задач Неумение адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми Неумение выражать свои мысли и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач Проблемы Аннотация проекта Проект предназначен для работы в рамках общеразвивающей образовательной программы «Искусство звучащего слова» Направленна исправление недостатков речевого развития у детей, пришедших для обучения;воспитание звуковой культуры речи; обогащение словарного запаса; повышение уровня сформированности фразовой речи; совершенствование речевого общения учащихся;повышение интереса учащихся к изучению риторики. Актуальность Речевому развитию детей следует уделять пристальное внимание, так как оно влияет на учебную успешность учащихся. От уровня речевого развития во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Если он легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, одиночества в коллективе и может провоцировать асоциальные формы поведения. Новизна Работа в рамках данного проекта – это возможностьучить ребенка работать над языком самостоятельно, на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях, в том числе и учащихся, различающихся по уровню обученности. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.Интерактивные формы работы обеспечивают единство эмоционального и рационального в обучении. низким уровнем развития речевых навыков школьников и важностью речи как познавательной функции, регулятора деятельности и общения детей Противоречия между Цель создание условий для активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся через интерактивные формы обучения Задачи обогащать речевую память учащихся в процессе художественного познания мира; развивать ассоциативную память учащихся;учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащихся новыми способами создания художественного образа; формировать эстетический вкус; развивать образное мышление, создавая условия для творчества;учить детей создавать собственный текст; совершенствовать речевое общение. Характеристика проекта Тип проекта: открытый, групповой, практико-ориентированный, межпредметныйУчастники проекта: учащиеся объединения «Лира» (младший школьный возраст), родители, педагог дополнительного образованияСрок реализации проекта: 2014-2015 учебный годУсловия реализации проекта: заинтересованность учащихся и родителей, наличие методических разработок, материально-технического обеспеченияСредства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта: диагностика учащихся, анкетирование родителей. Объектом исследования:являются учащиеся объединения «Лира» (младший школьный возраст)Предметом исследования:методы, приёмы работы над развитием речевой активности учащихсяБазой исследования:является муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова, объединение «Лира» Риски проекта состоят в том, что для детей с низким уровнем познавательной активности может не хватить выделенного на проект времени Этапы реализации проекта Организационно-диагностическийсентябрь-октябрь 2014 г. Практическийноябрь-апрель 2014-2015 г. Обобщающийапрель - май 2015г. 1. Организационно – диагностический Определение основных идей проекта, его целей, задач, ожидаемых результатов Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет- ресурсов по теме проектаПодбор методик для диагностики уровня речевого развития учащихсяИзучение приёмов работы по формированию риторических навыков учащихсяФормирование групп для исследованияОбсуждение плана работы с участниками проектаДиагностика и анализ состояния здоровья учащихсяАнкетирование родителей. 2. Практический Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий Апробация дидактико-методического материалаПроведение консультаций, семинаров-практикумов для педагогов и родителей (в течение года)Совместная работа педагога и учащихся, направленная на совершенствование речевого общенияПромежуточная диагностика уровня ЗУНКоррекция методов и приемов работы с детьми по проблеме реализации педагогического проекта 3. Обобщающий Диагностические исследованияПроведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы проектаСоставление методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования о результативности проекта Презентация проекта для педагогов и родителейОбобщение итогов работы с детьми, выявление положительных и отрицательных результатовПодготовка отчета о проделанной работеТрансляция опыта Методы, приёмы , формы работы Методы работы :1) беседа; 2) творческие и сюжетно-ролевые игры; 3) создание и постановка проблемных ситуаций; 4) моделирование; 5) проигрывание и анализ ситуации речевого общения. Приемы :1) составление диалога; 2) анализ текста; 3) устные пересказы и рассказы; 4) словесное иллюстрирование; 5) создание речевых ситуаций;6) инсценирование;7) дискуссии. Формы работы:1) эвристические занятия: интеллектуальная игра;2) оргдеятельностные занятия: занятия по целеполаганию, занятия по рецензированию, самооценке, рефлексии; 3) занятия когнитивного типа: занятие-исследование объекта, занятие-конструирование понятий (правил, закономерностей, гипотез); 4) занятия креативного типа: занятие-игра, занятие-фантазия, поисковое занятие. Ожидаемые результаты Свободное непринужденное общение на русском языке. Умение выполнять различные виды пересказов, письменных работУмение выражать свои мысли, вести диалог, строить высказывание в определенном стилеУмение выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, рефератУмение аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждатьПриобретение навыков самостоятельной и коллективной работыПовышение уровня творческой  активности, призовые места в конкурсах Критерии оценки результативности проекта Для оценки результативности проекта используется:Количественный анализ*посещаемость*отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)*практические материалыКачественный анализ*формирование новых навыков и умений*анализ успешности деятельности*анализ диагностического материала*участие в конкурсах детского творчества Результаты реализации проекта Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обученияВладение основными видами речевой деятельностиПриобретение навыков самостоятельной и коллективной работы с использованием инновационных технологий Формирование у учащихся умения эффективно общатьсяТворческий рост учащихсяПовышение интереса учащихся к изучаемому предметуПовышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития речевой активности ребёнка Практическая значимость проекта 1. Проект показал эффективность работы по развитию речевой деятельности учащихся на основе использования диалогового общения, современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм занятий 2 . Проект является эффективным, малозатратным, опыт может быть принят к реализации другими педагогами для более успешного развития коммуникативных способностей детей Трансляция опыта Обобщение опыта на сайте Инфоурок Открытые занятия для педагогов Центра. Участие в неделе дополнительного образования. Размещение проекта на сайте МБУДО ЦДОД-http://centr-tambov.68edu.ru Выводы Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у учащихся речевой деятельностиспособствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;позволяют проявить учащимся личные качества, направленность ума, воли, чувств;повышают мотивацию к обучению;развивают познавательную активность;вызывают интерес к предмету;дают возможность освоить ориентироваться в информационном пространстве;способствуют повышению качества знаний. Информационные ресурсы Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое пособие для учителей. – Самарский дом печати,1994Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/ М,2006Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004Лабутин В.Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы http://www.256.ruМетод проектов на уроках литературы // Школьные технологии,-2003,№6Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения6Методическое пособие./ Сост. Кравцова С.А.- Тамбов: ТОИПКРО, 2009.Интернет ресурсы http://www.global-svet.ru/voice/6.htmlhttp://www.techniquespeech.ru/http://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-artikulyacii.htmlhttp://www.startvocal.ru/school-of-music/obuchenie-vokalu/artikuljacija-uprazhnenija-teorija.htmlhttp://vocalmechanika.ru Уровни освоения программы учащимися объединения «Лира» Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые игры Учебные исследования и учебные проекты Опросы, беседы, обсуждение Защита исследовательских работ Выступления в качестве ведущих Анкетирование или письменное интервью Творческиепроекты Размещение письменныхработ наИнтернет- форумах Заметки,статьи в СМИ Рецензирование текстовразличных стилей и жанров Устная речь Письменнаяречь Значимость лексического компонента для осуществления коммуникации  определяет актуальность исследования. Значимость лексического компонента для осуществления коммуникации  определяет актуальность исследования. Значимость лексического компонента для осуществления коммуникации  определяет актуальность исследования. Работы учащихся публиковались на персональном сайте объединения «Лира» 7.Дети учатся принимать альтернативноемнение,корректно завершать ситуацию общения 6.Дети учатся формулироватьсвоё мнение, строитьдоказательство,слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению 4. Основано на прямом взаимодействиидетей со своим опытоми опытом своихдрузей Интерактивное педагогическое взаимодействие 1. Характеризуетсявысокой степенью интенсивностиобщения участников,их коммуникации 2. Исключает доминирование какодного выступающеготак и одного мнения 3.Характеризуетсяцеленаправленной рефлексией участниками своей деятельности 5. Направлено на изменение и совершенствованиемоделей поведенияучастниковобразовательногопроцесса Результаты диагностики «Мотивы посещения учащимися занятий объединения «Лира» С каким настроением учащиеся идут на занятия объединения «Лира» Уровень удовлетворенности, вовлеченности в процесс обучения, информированности родителей о работе детского творческого объединения «Лира»Результаты исследований: