Презентация на тему: Активация познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания


Активация познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания. Учитель истории и обществознания Королева Екатерина ВитальевнаСОШ № 4. «Подлинное«Подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий» Франц Хофман К.Д. Ушинский назвал педагогическую деятельность одним «......из видов практического искусства».Образование - это достояние человека, средство его самореализации в жизни. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а неодной памяти», - писал Л.Н. Толстой.Только общество, знающее свою историю, развивается гармонично, поскольку она «....помогает угадывать под оболочкой современных событий аналогию с прошедшим и постигать смысл современных явлений» Т.Грановский Главная цель моей системы работы может быть выражена словами Т.С.Альтшуллера: «Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будет нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать». Основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:1. Принцип самоактуализации;2. Принцип индивидуальности; 3. Принцип творчества и успеха; 4. Принцип доверия и поддержки. Использование различных методов обучения:1. Методы организации учебно-познавательной деятельности; 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; 3. Методы контроля;4. Алгоритмизация;5. Система творческих знаний;6. Моделирование;7. Мозговой штурм;8. Эвристическая беседа;9. Деловые игры;10 Дискуссия на уроках истории и обществознания. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Метод проектов один из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий. Метод проектов служит для развития познавательных навыков учащихся , критического мышления, умения самостоятельно контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Условиями формирования познавательной активности учащихся и научного мышления является организация исследовательской деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
В своей практике я применяю метод проекта в процессе преподавания истории с учётом возрастных особенностей школьников. 5 класс: изготовление устных и письменных подражательных произведений (грамота, письмо, учёт и др.), иллюстрации (живописные и словесные), инсценирование.Примеры: при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект "По следам древних людей". Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать всё своими руками. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать "клинописью" на глиняных табличках. 7 класс: написание писем к историческим личностям (царям, полководцам, учёным и др.), написание дневников от имени героя, создание самостоятельных произведений (баллада, исповедь и др.). 9 классы: создание собственных произведений-проектов, театрализация, исследование, презентации в форме ток-шоу, видеороликов. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием (аннотирование – вторичная обработка письменной информации), создание текстового материала и публичная защита с презентацией. Примеры: учащимся предлагаются темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках. ("Кто строил курганы?", "Какая была Земля в представлении людей древности?", "Возможно ли сегодня восстановить монархию в России?" и т.п.). Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет будущим выпускникам реализовать личный творческий потенциал в дальнейшей. Благодарю за внимание!