Презентация логопеда выступления на МО учителей начальных классов на тему: Дисграфия. Коррекция дисграфии у младших школьников с ЗПР.


Дисграфия. Коррекция дисграфии у младших школьников с ЗПР . Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма. Наследственные факторы Органические причины Функциональныеповреждения г.м.внутренние и внешние Патогенныефакторы Причинывозникновения нарушений письма Речевые симптомы Неречевые симптомы Симптомы дисграфии Ошибки на уровне буквы (искажения и замены букв) Ошибки на уровне слова(нарушение звуко-слоговой структуры слова) Ошибки на уровне предложения(нарушение слитности написания отдельных слов в предложении) Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д. Дисграфия механизмы Неправильное произношение звуков в речи Несформирован-ностьфонематическихпредставлений Нарушение слуховой дифференциации Проявляется в заменах или отсутствии звуковв устной речи Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуютсмешениям в устной речи 1.Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме» 2.Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия механизмы Неточность слуховойдифференциациизвуков Неточностькинестетическогоанализа Неточность в выборе фонемы Проявляется в заменах букв,обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются звонкие и глухие согл., твёрдые и мягкие,свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласныхнижнего ряда 3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмы Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза Проявляется в искаженияхструктуры слова (и слога) - проуски согласных и гласных букв, перестановкибукв, вставки букв, пропуски,добавления, перестановкислогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблю-дение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно 4.Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико-грамматического строя речи:морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровнеслова: искажениеморфологическойструктуры слова,изменение падеж.окончаний, пред-ложных конструк-ций, падежа место-имений Проявляется на уровнесловосочетания: нарушение согласо-вания (сущ.+прил.,сущ.+числ.) Проявляется на уровне предложения и текста: нарушениесогласования словв предложении. 5.Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме Проявляется в заменах и смешенияхграфически сходных букв У детей с ЗПР наблюдаются следующие виды дисграфии: 1) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; нарушения письма связаны с несформированностью процессов звукового анализа и синтеза, нарушением анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения;2) дисграфия, связанная с нарушением фонематического распознавания (акустическая и артикуляторно - акустическая). У детей с задержкой психического развития, чаще всего затруднена дифференциация свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;3) оптическая дисграфия; в основе которой лежит нарушение зрительно-пространственного анализа графических образов букв, определения их сходства и различия. Дети часто соскальзывают со строки. Отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение элементов буквы, страдает плавность, ритмичность письма. Проявления дисграфии у детей с задержкой психического развития носят нестабильный, вариативный характер. Ошибки обнаруживаются чаще всего в условиях усложнения способа выполнения задания, при усложнении речевого материала. Специфические ошибки - это многочисленные, стойкие, повторяющиеся ошибки, которые сохраняются длительное время. Для выявления характера специфических ошибок на письме у детей с ЗПР необходимо длительное наблюдение. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте или имеющими предрасположенность к нарушениям письма и чтения, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. упражнения по направлению коррекционной работы:1 этап работы - развитие языкового анализа и синтеза:- составлять предложения по опорным картинкам с определённым количеством слов;- придумывать предложения по сюжетной картинке и определять в них количество слов;- составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложение по схеме;- определять место слов в предложении (какое по счёту указанное слово);- выделять из текста предложения с определённым количеством слов;- составлять предложения, используя словосочетания. Для коррекции дисграфии у младших школьников необходимо проведение с ними строго целенаправленной работы в течение достаточно продолжительного времени. 2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза: - отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать количество;- назвать гласные в слове;- записать только гласные данного слова;- выделить только гласные звуки и найти соответствующие буквы;- повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов;- определить количество слогов в названных словах;- записать слова в два столбика в зависимости от количества слогов;- составить слово из слогов, данных в беспорядке. 3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза: - назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество;- придумать слово с 4, 5 звуками;- записать слова в два столбика в зависимости от количества звуков в слове;- вставить пропущенные буквы в слова;- подобрать слова, в котором заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);- составить слова различной слоговой структуры и записать;- подобрать слова на каждый звук;- подобрать слова с определённым количеством звуков;- преобразовать слова:а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех;б) изменяя один звук слова: сон-сок-сук;в) переставляя звуки: пила-липа;- составлять новые слова из букв данного слова;- найти общий звук в словах: луна-стол, кино-игла, окна-дом. Памятка. Не торопите неуспешного ребенка, если не успевает со всеми, дайте задание на карточке.Постарайтесь, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность.Воздержитесь от эмоциональных пометок в тетрадях и дневниках.Лучше лишний раз похвалить за то, что получается хорошо.Положительные эмоции- важный стимул.Сравнивайте ребенка с ним вчерашним, а не с другими детьми. Например, в прошлом диктанте было 15 ошибок, а сегодня только 10. ָ(xȠc$Ђ捨ȼƿǿ́렂­Ġᕠͽ௃ȼྞxȠc$Ђ厼ȼƿǿ́렃Ӡưᗮ࿱௃ȼྞĄҲ਀CЬ䄄섅rĆ쎁RANd9GcQ37xBqIT2r8Ft7spcuPFdE1qbzhC7eziU8nuXKworV0Q099sAoКартинки по запросу анимация рукопожатиеఀࡰ໮၄”Ҳ਀3l섅Ć쎁R9k=Картинки по запросу анимация рукопожатиеbĢЭ”Ҳ਀3l섅Ć쎁R9k=Картинки по запросу анимация рукопожатиеࠐૠ஠࣐”Ҳ਀3l섅Ć쎁R9k=Картинки по запросу анимация рукопожатиеࠐૠ஠࣐”Ҳ਀3l섅Ć쎁R9k=Картинки по запросу анимация рукопожатиеࠐૠ஠࣐ĄҲ਀CЬ䄄섅rĆ쎁RANd9GcTtd8mBNNRhPHcBM2md1cE5g0lH2s3i0SyXOjfcbCQ09hf62H7SКартинки по запросу анимация рукопожатиеАհҰɺఀ“ɢƀƁࠀƃࠀ솇Ȭƈƿǿ̄̿https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#q=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения является результатом содружества всех педагогов в образовательном учреждении.