Консультация для учителей начальных классов Оптическая дисграфия и методы её устранения (презентация)


Оптическая дисграфия и методы её устраненияУчитель-логопед Хороших О.В. Дис-расстройстографо-письмооптика-зрениепричины возникновения: недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представленийПроявления: замены, искажения и зеркальное написание букв на письме. Направления коррекционной работы:1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса (с греч. «гнозис»-познание, знание));2. Расширение объема зрительной памяти;3. Формирование пространственных и временных представлений;4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее. С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:- называние контурных изображений предметов;- называние наложенных изображений предметов;- называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;- дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;- определение, что неправильно нарисовано  С целью развития восприятия цвета предлагается:- подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает...);- называние цветов предметов, изображенных на картинке;- группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;- закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета;- закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога; Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения: - называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;- соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник + квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра);- подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;- построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур; С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:- показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;- расположить игрушки по высоте;- расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;- обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;- обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)- прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др. На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др. Следующим направлением работы поустранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:- запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;- запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;- игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.- игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд- Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности. Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как: -обводка по контуру и штриховка изображений, -срисовывание геометрических фигур, -дорисовывание деталей незаконченных рисунков,- воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти,- рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п. Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:1) изолированное написание букв;2) в слогах;3) в словах;4) в словосочетаниях;5) в предложениях;6) в тексте. Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:- нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;- определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;- превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:Буква Б проснется рано.Буква Б — бочонок с краном.Умывайся! Будь здоров,Богатырь Борис Бобров! - дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;- написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;- нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;- написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др. Устранение оптическойдисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Рекомендуемая и использованная литература.Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С. 190-212.