Презентация для учителей-логопедов Дисграфия


Учитель-логопедУшакова Е.А.Дисграфия Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Причины дисграфииорганическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. длительные соматические заболевания детей в ранний период их развитияНеблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка. На что нужно обратить внимание: 1. Если ребенок левша.2. Если переученный правша.3. Если ребенок посещал логопедическую группу.4. Если в семье говорят на двух или более языках.5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.6. Если у ребенка проблемы с памятью, вниманием.7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Виды дисграфии:Акустическая дисграфияПричиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).Пример: 1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) 2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. Приемы для профилактики и устранения акустической дисграфии: 1. Записать только гласные из слова, предложения.2. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-).3. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками.4. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па.5. Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю). 6. Прочитай слова, найди в них букву «е», скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7. Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных).8. Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»). Артикуляторно-акустическая дисграфияПричиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.Пример: Если ребёнок говорит САРФ вместо ШАРФ или ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то чаще всего именно так он и пишет эти слова Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтезаПричина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: пропуски согласных; пропуски гласных; перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.Пример:Белка сидит НАВЕТКЕ.Миша вышел на У ЛИЦУ.плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галухсанки - снки, кричат – кичатвесна - весена, школа – шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза1. Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь).2. Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох).3 . Вставка букв в словаВставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА.Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА.4. Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) - крот, стол(в) - ствол.5. Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них. __руг д__озд __венит __стречад__уг др__зд з__енит вс__речадр__г дро__д звен__т вст__ечадру__ дроз__ звени__ встр__ча6. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.7. Работа со слогамиПоследовательная запись слогов.Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка---даш).Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру).Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са).8. Составление слов из буквЗадание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к) Аграмматическая дисграфияПричина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. Характерные ошибки: изменение падежных окончаний; неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.Пример: козлята – козлёнки много деревов над столом – на столом около него –около ним дети бежит.С большими трудностями для таких учащихся дается изучение склонений имён существительных, прилагательных, числительных, а так же усвоение правил согласования слов в роде, числе, падеже. И до тех пор, пока у ребёнка не будут сформированы необходимые грамматические обобщения, такого рода аграмматизмы не исчезнут у него ни в устной речи, ни на письме Оптическая дисграфияПричина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Характерные ошибки:замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М); Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т) - недописывание элементов буквы - «зеркальное» изображение буквПример:не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д.неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии 1. Складывание букв из составляющих их элементов;«переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.);2. Лепка смешиваемых букв из пластилина;3. Письмо смешиваемых букв в воздухе;4. Вырезание букв из картона или бумаги;5. Обводка контуров букв;6. Узнавание букв, наложенных друг на друга;7. Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные);8. Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»);9. Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).10. Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без).11. Нахождение правильно изображённой буквы среди других.12. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях.13. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями.14. Выделить буквы, наложенные друг на друга. Смешанная форма дисграфиинесформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.Упражнения,которые помогут в преодолении дисграфииУпражнение «Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение "Пропущенные буквы"Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение "Пишем вслух" Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание)Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком". Упражнение "Корректурная правка"Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, почеркивает, обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.)Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.Упражнение «Вглядись и разберись»Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"". Упражнение «Лабиринты»Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумагиПеренеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках.Какой дорогой ёжики дойдут до сада? Коррекционные упражнения для детей с ЗПР1. Буквенные примеры: до + му - у = кар - ар + у + бик = го + рам - ам + ох =Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты.2. «Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2-3 секунд).п т ф у ляблокоПтица летит. Чего нельзя делать?Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны.Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.  Спасибо за внимание!Желаю успехов!
ppt_xppt_y