Презентация по биологии Автономный и соматический отделы нервной системы


Соматический и автономный отделы нервной системыЮрина И.В., учитель химии и биологии МБОУ СОШ №18 им. Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области Цель урокаПознакомить учащихся с соматическим и автономным отделами нервной системы, симпатическим и парасимпатическим подотделами автономного отдела. Задачи урокаОбразовательные:повторить материал о прямых и обратных связях; дать понятие о соматическом и автономном отделах нервной системы, симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела; раскрыть их взаимосвязь. Развивающие:продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, проводить наблюдения, самонаблюдения, делать выводы. Воспитательные:воспитание биологического мышления, внимания. Сопоставьте отделы мозга с особенностями их расположения, и функциями из трех предложенных столбиков.1. Продолговатый мозг2. Средний мозг3. Промежуточный мозг4. Мозжечок5. Большие полушария мозга6. Внутри полушарий7. Задний мозг8. Продолжение спинного мозга9. Над всеми отделами мозга10. Над продолговатым мозгом11. Координация движений12. Образование условных рефлексов13. Мышечный тонус14. Регуляция обмена веществ15. Соединение спинного и головного мозга ОТВЕТЫ1,8,15 2,10,133,6,144,7,115,9,12 Центральная нервная система (ЦНС) — основная часть нервной системы состоящая из нейронов и их отростков представленная спинным и головным мозгом.Периферическая нервная система является той частью нервной системы, которая находится за пределами головного и спинного мозга.Соматическая нервная система (от греч. soma, родительный падеж somatos — тело) — часть нервной системы, иннервирующая мышцы тела; обеспечивает сенсорные и моторные функции организма.Вегетативная нервная система (ВНС) — это часть нервной системы, которая регулирует уровень функциональной активности внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов, секреторную активность желез внешней и внутренней секреции организма. Переферическаянервная системаСоматическаяВегетативнаяНервные волокнане прерываютсяНервные волокнапрерываются узламиСкорость проведенияимпульса 30 -120 м/сСкорость проведенияимпульса 1-3 м/сЧерепно – мозговые нервы 12 парСпинно – мозговые нервы 31 параСимпати-ческие нервы Парасим-пати-ческие нервы Значение функционального разделения нервной системыВ процессе эволюции позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы.Ее соматический отдел специализируется на восприятии информации, поступающей из окружающей среды, и управлении движениями тела в пространстве. Автономный (вегетативный) отдел управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ. Соматическая нервная системаРазделение функций нервной системы дало большие преимущества в борьбе за существование. Постройка жилища, бегство от хищника, поиск пищи требовали точной ориентировки в окружающей среде и выработки определенной линии поведения, которая выражалась в произвольных движениях, регулируемых соматической системой. Соматическая нервная системаСоматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц, стимулирует сердечную деятельность и др. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения. Функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию. Автономная нервная системаОрганизация же сложного «внутреннего хозяйства», например установление необходимого для данной работы ритма и силы сердечных сокращений, давления крови, продвижение пищи по желудку и кишечнику, проходила автоматически благодаря точно очерченной для каждого вида генетической программе, осуществляемой автономным отделом нервной системы.Автономная нервная система слабо подчиняется волевому контролю, и в этом есть определенное ее преимущество, поскольку она не дает нам возможности вмешиваться в веками отлаженную программу работы внутренних органов. Автономная нервная системаАвтономная (вегетативная) нервная система, как и соматическая, имеет центральную и периферическую части. Высшим органом автономной нервной системы считается гипоталамус. Он регулирует не только автономную нервную систему, но и эндокринные железы через гипофиз.Автономная нервная система подразделяется на два подотдела — симпатический и парасимпатический
Схема симпатической и парасимпатической иннервации автономной (вегетативной) нервной системы1 — ядра автономной нервной системы, находящиеся в головном и спинном мозге; 2 — нервные узлы; 3 — иннервируемые, органы Симпатический подотдел автономной нервной системыСимпатический подотдел автономной нервной системы называют системой аварийных ситуаций, так как он активизируется всякий раз, когда организм находится в напряжении. Его высшие центры расположены в боковых столбах верхней и средней частей спинного мозга. От них идут нервы к нервным узлам, расположенным вдоль позвоночника. Это парные узлы нервного ствола. Кроме того, имеются и дополнительные узлы, например в области живота — солнечное сплетение, а также в некоторых других местах.Под влиянием симпатической иннервации сердце усиливает свою работу, повышается кровяное давление, увеличивается содержание сахара в крови, сосуды кожи сужаются, человек бледнеет. Органы пищеварения под действием симпатических нервов затормаживают свою деятельность.

Парасимпатический подотдел автономной нервной системыВысшие парасимпатические центры находятся в стволе головного мозга и в крестцовой части спинного мозга. Самый крупный из них — центр блуждающего нерва — находится в продолговатом мозге на дне IV желудочка. Блуждающий нерв идет параллельно нервному стволу и дает ответвления ко многим внутренним органам. Нервные узлы парасимпатической системы располагаются либо в самих органах, либо недалеко от них.Парасимпатическую систему называют системой отбоя. < )иа возвращает деятельность сердца в состояние покоя, уменьшает давление и содержание сахара в крови. Под ее влиянием дыхание становится более редким, но более глубоким, что позволяет избавиться от продуктов неполного окисления, ост» и in и хся после напряженной работы. Блуждающий нерв расширяет кожные сосуды и активизирует органы пищеварении.

Взаимодействие симпатического и парасимпатического подотделовВзаимодействие симпатического и парасимпатического подотделов. Оба подотдела автономной нервной системы работают по принципу дополнительности. В состоянии ли покоя, в состоянии ли интенсивной работы находится человек, его внутренние органы и гладкие мышцы получают нервные импульсы как от симпатического, так и от парасимпатического подотделов. Системы и органыСимипатическая системаПарасимпатическая системаЗрачокРасширениеСужениеСлезная железа-Усиление секрецииСлюнные железыМалое количество секретаОбильный водянистый секретПотовые железыУсиление секрецииОслабление секрецииСердечный ритмУсилениеУрежениеСократимость сердцаУсилениеУрежениеКровеносные сосудыВ целом сужение, на лице – расширениеСлабое влияниеСкелетные мышцыПовышение тонусаРасслаблениеЧастота дыханияУчащениеУрежениеБронхиРасширение просветаСужение просветаПотовые железыАктивация-НадпочечникиСекреция адреналина-Половые органыЭякуляцияЭрекция Лабораторная работа «Рефлексы продолговатого и среднего мозга».Опыт №1: Нагнитесь вперед не сгибая ног в коленях. Вы видите, что при наклоне туловища вперед ноги разгибаются в голеностопном суставе: голень отклоняется назад, образуя со стопой тупой угол. Благодаря этому компенсирующему движению проекция центра тяжести не выходит за площадь опоры, т.е. таз смещается назад, уравновешивая переднюю часть тела. Но для поддержания равновесия необходимо, чтобы нервные импульсы поступали от всех участков тела, чтобы учитывалась масса головы и показания органов равновесия, а последние рефлексы спинным мозгом не иннервируются.Опыт №2: сделайте в быстром темпе подряд 5-10 глотательных движений. Что вы ощущаете?Опыт №3: Примите неустойчивую позу: встаньте так, чтобы одна ступня касалась носком другой ступни, расположенной впереди. Ступни должны быть на одной прямой: одна впереди, другая сзади. Руки складываются в замок, локти сближаются. Переставлять ноги нельзя! Что вы ощущаете и как это объяснить?Опыт №4: учитель стучит карандашом по столу. Продолжая опыт, учитель проходит по рядамИ кладет руку на плечо одному из отвлекшихся учеников. Какова реакция учащихся на действия учителя? Почему? Опыт доказывает, что головной мозг регулирует работу центров спинного мозга.Опыт доказывает, что головной мозг регулирует работу центров спинного мозга.Опыт демонстрирует рефлексы среднего мозга, благодаря которым поддерживается равновесие тела.Опыт демонстрирует ориентировочные рефлексы среднего мозга. Домашнее задание§47, Рабочая тетрадь стр. 75 №№14, 15 Спасибо за работу