Обобщение опыта работы по теме Синергетический подход при преподавании учебной дисциплины физика и мониторинга уровня развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.


Синергетический подход при преподавании учебной дисциплины физика и мониторинга уровня развития учебно-интеллектуальных умений учащихся. Богданова С.А.,учитель физики Красногорской муниципальной средней общеобразовательной школы с. Красногорского Условия возникновения опыта Я работаю в средней сельской школе, в гетерогенны классах, в которых рядом с детьми , имеющими высокий уровень интеллектуального развития, учатся дети с приобретенными дефектами интеллектуального развития.Для них характерен мотив избегания неудач.Возникает ПРОБЛЕМА: как помочь таким ученикам в условиях возникновения противоречия между ориентацией современного содержания образования на развитие творческих способностей учащихся и несогласованности в подходах к изучению к изучению школьных учебных предметов,обусловленной относительной изолированностью развития методик преподавания этих дисциплин. ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ Включение учащихся в активную работу по усвоению общих методов познания, способствуя развитию у них методологических знаний, через содержание учебной дисциплины физика ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА Теория поэтапного формирования Гальперина П.Я и Талызиной Н.Ф.ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ :Мотивация (знакомство с действием)---ориентировочная основа действия----материальные действия---материализованные действия----внешняя речь---внутренняя речь---умственная деятельностьДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:Элементарные умения------элементарные навыки------сложные умения СУЩНОСТЬ:Создание психолого-педагогических условий позволяющих работать с каждым учеником в отдельности,с учетом его индивидуальных возможностей, потребностей,интересов в едином классном коллективе, через формирование потребностей у интеллектуально-пассивных детей в самообразовании и саморазвитии в процессе изучения физики, как компонента общей культуры. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Повышается ( развивается) методологическая культура уч-ся;Помогает учащимся глубже осознать учебный материал по физике;Информация, получаемая в ходе мониторинга, позволяет непрерывно связывать достигнутое учащимся состояние с запланированным результатом ( содержание мониторинга определяется целями образования);Дифференцированно строить процесс обучения»Способствует созданию психологической базы для самоопределения ученика. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: Коррекция психики учащихся;Развитие речи;Развитие мышления;Развитие памяти. Коррекция психики учащихся Цель : формирование устойчивых положительных мотивов учебной деятельности.Реализуется : через 4 психологических метода учебной мотивации:Эмоциональный;Социальный;Познавательный;ВолевойРезультат устойчивая положительная мотивация успеха РАЗВИТИЕ РЕЧИ Цель стимулирование речи через развитие межличностных и внутри личностных форм интеллекта.Реализуется через освоение физического языка.РЕЗУЛЬТАТ Повышение коммуникативных свойств речи;Исчезновение мотива избегания. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЦЕЛЬНаучить мыслить в нестандартной ситуации;Обеспечить возможность ученику переосмыслить учебный материал, структурировать его, выявить при этом как можно больше связей внутри данного раздела курса или с другими разделами курса.Реализуется через логический и поисковый методы.РезультатРазвитие мышления ( формирование УИ умений), желание разобраться в новой ситуации. Возможность сопоставления демонстрируемого факта с имеющимся опытом, расширение видения окр-го мира. Педагогические средства диагностикиразвития УИ на предметном содержании контроль текущий промежуточный конечный Оценочно-результативный компонент Анализ затруднений Дифференцированное обучение Коррекция, улучшение результатов Работа на более высоком уровне Развитие памяти Цель отработка познавательных умений и навыков на практике.Реализуется через четкую ориентировочную основу действий.РезультатУмение самостоятельно работать с книгой;Умение самостоятельно проводить опыты, эксперименты, решать задачи.