Восток в первой половине XX века


Тема урока: « Восток в первой половине XX века» План Традиции и модернизация.ЯпонияКитай.Индия. Традиции и модернизация К странам Азии и Африки в начале XX века обычно относили понятие « Восток» ( отсталый Восток», « передовой Запад») В начале века обнажился большой разрыв между динамичным научно – техническим и социальным развитие стран Запада и застойным состоянием азиатских и африканских стран. Традиции и модернизация Чем можно объяснить отсталость и застойность Востока? Сопротивление традиционных обществ внешним влияниям Политика колониальных держав Традиции и модернизация Только кемалистская революция в Турции 1918-1923 гг. способствовала тому, что Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата, стала на путь капиталистического развития. Традиции и модернизация В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение манчьжурской династии, но не решила проблему объединения Китая. Традиции и модернизация В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли разными путями развития, решали разные задачи, но у них была одна общая задача – вырваться из зависимости, отсталости стать на ускоренный путь развития. Традиции и модернизация Модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX век, а затем распространились на другие европейские страны. Традиции и модернизация Средства и методы осуществления модернизации Реформа РЕволюция Япония на карте мира Открытие Японии началось в 1853 г, подходом к островам русской эскадры адмирала Путятина, а следом английской и американской эскадры. 1853 году американцы под давлением вооруженных сил вынудили правительство сегуна Тогугавы открыть страну. По договору «о мире и дружбе» Япония открыла два американских порта Нагасаки и Хакодате. В марте 1854 г, под давлением держав Япония подписала ряд неравноправных договоров с сильными державами. «Открытие» Японии Аграрная реформа-установление частной собственности на землю.Административная реформа-уничтожение власти княжеств.Военная реформа 1872 г.-введение всеобщей воинской повинности.Перенятие европейских культурных и научных достижений.1889 год-принятие Конституции.Рабочие фирмы "Мицубиси" Реформы «Мейдзи" императора Муцухито во второй пол. 19 века. Японский дух + европейское знание = развитие 1894 г. – японские войска захватили Сеул, разоружили столичный гарнизон и создали марионеточное правительство.1895г. – мирный договор с Китаем1904-1905 гг. – русско-японская война1907 и 1910 гг. – Япония и Россия заключили ряд соглашений о разделе сфер влияния в Китае. Япония Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX века только Японией. Этот процесс начался с реставрации Мейдзи, усиления власти феодальных клики осуществления реформ по европейскому типу Япония Реформы помогли:Избежать революции и порабощенияПокончили с изоляционизмомВывели страну на путь капиталистического развития Японский дух + европейское знание = развитие Япония Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Сначала начала борьбу за колонии на материке и развязала 5 войн за 40 лет Русско – Японская война Япония Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму. Он приобрёл своеобразную форму традиционного императорского режима и военно – регулируемого капитализма. Синтоистский храм Япония Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли европейский пример развития с сочетанием традиций. Китай Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей территории. Путь от традиционного Китая до современного реформируемого Китая занял целое столетие. Здесь более жёстко и открыто проявила себя альтернатива: реформа и революция Китай Историческая ступень развития Китая связана с целым рядом исторических личностей: Кан Ювэй, Сунь Ятсон, Цы Си, Юань Шикай, Чан Кайши и др. Китай Первые попытки реформ в Китае связаны с именем Кана Ювэя (« Сто дней реформ») были пресечены в результате переворота 1898 года. Восстание было жестоко подавлено. Кан Ювэй Китай Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно – демократических и националистических организаций. Их программой стали три принципа: « национализм – народовластие – народное благосостояние» Сунь Ятсен Китай Попытки императрицы Цы СИ провести реформы в 1906- 1908 гг. вновь были прерваны смертью императрийцы и последовавшим захватом власти дворцовой кликой, поместивших на престол императора Пу И. Императрица Цы Си Китай Буржуазная революция длилась 1 год. Делегаты революции провозгласили образование Китайской республики и избрали президентом Сунь Ятсена. В Пекина вся власть перешла генералу Юань Шикаю, который добился отречения от престола Цинской династии, но установил свою личную диктатуру. Юань Шикай Китай Весной 1925 г. в Китае началась революция. Генерал Чан Кайши руководил правительством. В 1926 – 1928 гг. совершил поход по северным провинциям, завершив объединение, он начал капиталистическую модернизацию по западноевропейской модели. Чан Кайши (Цзян Цзеши ) Китай В течение десятилетия до японской агрессии Голимидан провёл в Китае существенные преобразования. Какие? ( стр. 115 – найдите и зачитайте) Китай Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши и Мао Цзэдуна преодолеть вражду и объединиться против японской агрессии. В итоге были остановлены военные действия, советы преобразованы в административные органы. Японо – Китайская война( 1939 – 1945 гг.) Индия После Первой мировой войны Англия, стремясь удержать контроль над Индией, расширила права органов самоуправления, но ужесточила наказания за политическую деятельность. Во главе освободительного движения встал М.Ганди, выдвинувший лозунг: «заполоним собой тюрьмы».В 1904 г. он основал в Южной Африке общину и начал выпускать газету «Индийское мнение»,объединившую патриотов. Мохандас Карамчандр Ганди Индия Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения. Индия Основные принципы гандизма:достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха);идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс;борьба с кастовым неравенством.утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистамиидеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества Индия В 1907 г.Ганди выдвинул идею «сатьяграхи» -ненасильственной борьбы. Он был арестован, но ряд расистских законов англичане отменили.В 1915 г.Ганди вернулся в Индию. Он заявил, что касты не вытекают из основ религии и призвал индийцев объединиться.В 1919 г.в Индии прошли акции неповиновения. Британия ввела чрезвычайное положение. Индия: кампания ненасильственного сопротивления 1 этап:1919-1922 г. – протест против принятия одного из репрессивных законов. Он призывал закрывать лавки, прекратить всякую трудовую деятельность. Английские власти ответили жестоким насилием. Провести политику бойкота. 2 этап:1928-1933 гг. - уклонение от уплаты налогов в Английскую казну. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. В 1947 г. Великобритания приняла решение о предоставлени Индии независимости. В 1927 г.начала работать комиссия по расширению прав комитетов самоуправления, но индийцев в нее не допустили. В ответ началась всеобщая забастовка. Ганди потребовал снижения налога на соль. В 1930 г. Ганди и его сторонники двинулись в глубь страны призывая добывать соль самостоятельно. Индийцы отказались приобретать английские товары и экономика страны была парализована. «Соляной поход» 12 марта – 5 апреля 1930 г. Подведём итог урока Вопросы на стр. 120 Домашнее задание: Параграф 12, записи, вопросы http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8,_%D0%9C%D0%BE%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%81_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0% %D0%BC%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B4 *http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8 Антоненкова Анжелика ВикторовнаУчитель истории МОУ Будинской ООШТверской области