Презентация по литературе Смерть чиновника . А.П.Чехов 9 кл


Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века(по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника») В любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам!А.П.Чехов Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. А. Чехов – брату Михаилу Формулы писателяУмею коротко говорить о длинных вещах Краткость - сестра таланта Искусство писать - это искусство сокращать Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть

Строение рассказа:РассказЭкспозuцuя Очень краткое,динамичное действие Неожиданная развязка, где чаще всего и сосредоточена суть рассказа



Работа с текстом Давайте на примере рассказа «Смерть чиновника» рассмотрим, как работал автор над композицией. Назовите все элементы композиции. ЭкспозицияЗавязкаРазвитие действияКульминацияРазвязка


Экспозиция В театре на «Корневильских колоколах». «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневилъские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства». (Ощущение полного счастья.) Прекрасное начало, прекрасное настроение героя. Завязка- С каких слов начинается - Она здесь же, в этом абзаце и начинается со слов: «Но вдруг ... » Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно). Как пишет по этому поводу Чехов? «В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!» - К чему привело это вдруг? - Скажите, пожалуйста, произошло ли что-то из ряда вон выходящее? -Нет - Как пишет об этом Чехов? Как развивалось действие? -Червяков посмотрел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Всё это закономерно -Червяков чихнул: «... лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!»



Завязка- Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину и бормотал что-то? Или другая была причина? -Когда он принёс первое извинение? -Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно - Как принял извинение генерал? -Спокойно принял - Но почему-то не успокаивается Червяков? Как он поступает? -Приносит в антракте повторное извинение



Развитие действияРазвитие действия - это четыре извинения чиновника. Кульминация и развязка действияКульминация - последнее извинение.Развязка - смерть чиновника. -Вам жалко Червякова? -Нет -Что привело чиновника к смерти? Гнев генерала? -Нет

Кульминация и развязка действия- К смерти чиновника привели страх, холопство. Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх? Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял извинения и обо всём забыл. Ведь чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. (Это добровольное раболепие только потому, что Бризжалов - генерал. Чинопочитание начальства, вошедшее в плоть и кровь, - ­тот же «футляр», в котором герою уютно и безопасно). Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство для него - норма жизни). (Кто из чеховских героев не мог обойтись без футляра?) ЭкспозицияЗавязкаРазвитие действияКульминацияРазвязкаИван Червяков в театреЧиновник чихнул и обрызгал генерала.Червяков ходит извиняться к генералу.Генерал закричал и затопал ногами.Чиновник умер.


Текстовый анализ - Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? -Мстительные намерения: «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!»; «Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить». ; «... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Текстовый анализ- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? «Ничего ... ничего ... » «Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать». «Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой».«Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю». «Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой». «Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью». «Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал». «Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами».
«Маленький человек» Страх + угодничество + чинопочитание + раболепие = ? Дайте ответ на вопрос, чему это равно. Страх +угодничество +чинопочитание +раболепие = Духовная смерть. Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что «так жить нельзя». Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, « выдавливая из себя по капле раба», и нас призывал к этому.Если человека Бог создал по образу и подобию своему, то имеет ли право человек унижать себя? «Уничижение паче гордости», - говорится в Библии. Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна!




Домашнее заданиеРассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?2) Как я борюсь с «маленьким человеком» в себе?3) Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?4) Образ современного «маленького человека».2. Прочитать рассказ «Тоска» Синквейн— это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;- вторая – два прилагательных к данному существительному;- третья – три глагола к данному существительному;- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;- пятая – заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное