Воспламененная душа (Анализ стихотворения После грозы Б. Пастернака)


«Воспламененная душа…»(Анализ стихотворения «После грозы» Б. Пастернака)г. Березники 2015 годПодготовила ученица 10б классаМатвеева АнастасияРуководитель: Клестова Н. И. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,  ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА"




Борис Леонидович ПастернакБорис Леонидович Пастернак (1890-1960) – русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) 





Родители ПастернакаРодился 29 января (10 февраля н.с.)1890 г. в Москве. Отец Леонид Осипович Пастернак – художник, академик Петербургской Академии художеств.Мать Розалия Исидоровна Пастернак (урожд. Кауфман) – пианистка.  


Детство поэтаС детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература.Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н Ге), в доме бывали музыканты, ученые и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов.

Талантливость ПастернакаОт отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты. Он мог стать хорошим живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки. За шесть лет занятий музыкой достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис Пастернак считал, что у него не было абсолютного музыкального слуха. Живопись и музыка стали неотъемлемой частью его поэзии. Борис Пастернак в 1910 году на картине Леонида Пастернака




Дело всей жизни - поэзияВ 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 г. Но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая стала для него делом всей жизни.

Выдающийся поэтТайну феномена Пастернака как поэта точно определил В.С. Баевский: «Увлечения молодости не прошли бесследно: поэзия Пастернака изобразительна, музыкальна, мудра. Художник, композитор, философ умерли, чтобы воскреснуть в поэте».В.С.Баевский. История русской литературы ХХ века. – Москва: Языки русской литературы, 1999. – С.147. 

«После грозы» (1958)Пронесшейся грозою полон воздух.Все ожило, все дышит, как в раю.Всем роспуском кистей лиловогроздыхСирень вбирает свежести струю.Все живо переменою погоды.Дождь заливает кровель желоба,Но все светлее неба переходыИ высь за черной тучей голуба.Рука художника еще всесильнейСо всех вещей смывает грязь и пыль.Преображенней из его красильниВыходят жизнь, действительность и быль.Воспоминания о полувекеПронесшейся грозой уходят вспять.Столетье вышло из его опеки.Пора дорогу будущему дать.Не потрясенья и переворотыДля новой жизни очищают путь,А откровенья, бури и щедротыДуши воспламененной чьей-нибудь.  












Книга «Когда разгуляется»Стихотворение «После грозы» входит в последний сборник «Когда разгуляется» (1956-1959), написанный в период «оттепели». Наз­вание сборника символично: после ненастья погода должна «разгулять­ся», проясниться. Это прояснение общественной атмосферы по­сле мрачной поры сталинизма.Символично и название стихотворения «После грозы», где поэт использует любимый мотив дождя, ливня.


Анализ стихотворения «После грозы»Главная тема стихотворения –  человек и время, художник и назначение искусства.Основная идея стихотворения – показать преобразующую действительность силу искусства, раскрыть взгляд на роль художника в истории. Стихотворение делится на 2 части.В первых двух строфах нарисована картина прошедшей грозы, природы, обновленной, омытой после дождя. В III строфе дается явное сравнение преображающего действительность творчества художника с воздействием дождя, грозы на окружающий мир (грамматически оно выражено формами сравнительной степени наречий – всесильней, преображенней).


Анализ стихотворения «После грозы»Обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Оксюморон «уходит вспять» отражает диалектику времени. Прошлое, волею искусства становясь настоящим, снова уходит в прошлое. И уже само столетье живет самостоятельной, независимой от творца жизнью и, художественно осмысленное и увековеченное, уходит в будущее, прокладывает ему путь, готовит почву, одновременно давая ему дорогу.

Анализ стихотворения «После грозы»«Пронесшаяся гроза» оживляет воздух эпохи, внося в него «свежести струю». Ее преобразовательную деятельность должна довершить созвучная эпохе человеческая душа, обновившая себя, осмыслившая прошлое. Обновление, движение, стимул жизни предопределяют не “потрясенья и перевороты”, а “откровенья …и щедроты” вдохновленной, воспламененной творческой искрой души художника.

Цветовая гаммаКонтрастна цветовая гамма во время грозы и после неё.Черная туча (во время грозы)После дождя – присутствие светлых тонов:Лиловогроздая сиреньГолубая высьСветлее неба переходы



изобразительно-выразительные средства языкаЭпитеты: Пронесшаяся гроза, кисти лиловогроздые(авторский неологизм), новая жизньМетафоры: Гроза 1) как символ обновления природы и 2) как творческое озарение художника.Струя свежести, буря души, воспламененная душаСравнение: Все ожило и дышит после дождя, как в раюОлицетворение: Столетье вышло из его опеки




Звуковая организация стихотворенияСтихотворение состоит из 5 строф. Для создания произведения Б. Пастернак использовал пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.Аллитерация звуков [р], [с], [ш], [л] словно передает недавние раскаты грома, шум дождя. Ассонанс звуков [о], [а], [э] придает произведению удивительную музыкальность.

«Воспламененная душа»В течение всей своей жизни Пастернак пытался определить цель искусства, поэзии, назначение поэта. Главная задача искусства – это созидание «новой» жизни, преодоление хаоса времени и смерти, вера в будущее, в возрождение. Поэт считал, что художник играет главную роль в истории, у него особая нравственная миссия – быть носителем «духа добра».

Спасибо за внимание!