Вклад химии в Великую победу


ВКЛАД ХИМИИ в Великую победу Прошло уже почти 70 лет с того незабываемого дня, когда наш народ впервые отпраздновал День Победы над фашистскими захватчиками. Труден был путь к этой победе. Прежде чем напасть на нашу страну, фашисты захватили всю Западную Европу и подчинили себе европейскую промышленность. Вся Европа кормила фашистские войска и снабжала их самым современным оружием. Казалось, что на всей земле нет такой силы, которая могла бы остановить фашизм, преградить его армиям путь к господству над миром. История опровергала эти прогнозы. Героический советский народ уничтожил чудовищную фашистскую военную машину и навсегда избавил человечество от фашистской диктатуры. Ни один другой народ в мире не мог бы в то время решить эту невероятно трудную историческую задачу. ХИМИЯ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ В короткий срок было создано производство новых видов военной продукции: химических добавок для изготовления сильных взрывчатых веществ, органического стекла и прозрачной брони для авиационной и танковой промышленности, средства регенерации воздуха для подводных лодок, средства задымления, противотанковых зажигательных смесей и другое. Кто про химика сказал: Мало воевал.Кто сказал: он маловато крови проливал?»Я в свидетели зову химиков-друзей, - Тех, кто смело бил врага до последних днейТех, кто с армией родной шел в одном строю,Тех, кто грудью защитит Родину мою.Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…Сколько полегло на них молодых парней…Не померкнет никогда память о войне,Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне!!! Ученые-химики времен Великой Отечественной войны Лекарства для победы Давным-давно заросли поля былых сражений, отстроены разрушенные города. Но и сейчас еще дает о себе знать горечью воспоминаний, ноющими ранами, болью невозвратимых утрат. Огромная рана, нанесенная нам войной, ноет и болит до сих пор. На фронте и в тылу было сделано очень многое, чтобы организовать помощь раненым воинам. Число раненых и больных, возвращенных в строй благодаря лекарствам, синтезированных химиками нашей страны, за все годы войны, составит около 17 млн. человек. Начиная с 1 января 1943 г. из каждой сотни пораженных в боях 85 человек возвращались в строй из медицинских учреждений полкового, армейского и фронтового районов , а 15 человек - из госпиталей тыла страны. Благодаря стараниям медиков и химиков в годы войны ни фронт, ни тыл не знали эпидемий инфекционных заболеваний, что помогло сберечь подрастающее поколение. Сульфаниламидные препаратыИсаак Яковлевич Постовский синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов (норсульфазол, стрептоцид, сульфидин). В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами, которые производили на Свердловском химическом заводе(1898 – 1980) Во время войны для лечения длительно незаживающих ран Постовским И.Я. была создана «паста Постовского» - комбинация сульфамидных препаратов с бентонитовой глиной, противотуберкулезный препарат ряда изоникотиновой кислоты Ученые-химики времен Великой Отечественной войныВ1942 году Зинаида Виссарионовна Ермольева синтезировала пенициллин (бензилпенициллин), который оказался первым в истории хирургии средством, вылечивающее острый гнойный остеомиэлит. Пенициллин предохранял от нагноения ран и спас тысячи и тысячи жизней Ученые-химики времен Великой Отечественной войныАлександр Васильевич Вишневский проводил исследования в области хирургии военных повреждений и гнойных процессов. Он разработал самый известный метод обезболивания - новокаиновую блокаду, местную анестезию по методу ползучего инфильтрата.(1874 -1948) А.В.Вишневский разработал и внедрил в практику масляно-бальзамическую повязку - мазь Вишневского. Бальзам Шостаковского Михаил Федорович Шостаковский на основе поливинилбутилового эфира создал обволакивающее и противовоспалительное средство — винилин или бальзам Шостаковского. Лечебный бальзам винилин получали реакцией полимеризации винилбутилового эфира, который получали в результате присоединения бутанола к ацетилену. Эта мазь спасла от ожогов, обморожений, от осложнений при огнестрельных ранениях многих бойцов Красной Армии.(1905 – 1983) Напишите реакцию синтеза винилинаАцетилен +бутанол→винилбутиловый эфир→винилин Викасол Академик Александр Владимирович Палладин синтезировал аналог витамина К, обладающий всеми его свойствами, но растворимый в воде, так называемый викасол. Кровоостанавливающий препарат «Викасол» в годы войны спас жизнь тысячам раненых. (1885 – 1972) Мельников Николай Николаевич организовал производство химических веществ, используемых для борьбы с инфекционными заболеваниями, такими как тиф(1802-2000) Напишите реакцию образования гекса- хлорциклогексанаГексахлорциклогексан (гексахлоран)-основа дуста Создание средств защиты Ученые-химики времен Великой Отечественной войныС именем академика Николая Дмитриевича Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Ещё в Первую мировую войну он создал противогаз. В период 1941-1945гг. Н.Д.Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука. На каком свойстве основано действие противогаза? Ученые-химики времен Великой Отечественной войныПрофессор Военной академии химической защиты Иван Людвигович Кнунянц разработал надёжные средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. За эти исследования в 1941 г. он был удостоен Государственной премии СССР. Валентин Алексеевич Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды от отравляющих веществ, новую технологию обработки защитных тканей, делающих валяную обувь непромокаемой, а также специальные типы резин для боевых машин нашей армии. Химия в военном деле Зажигательные смесиВ этот критический период на помощь приходят ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок КС (Качугина-Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью А как выдумаете, что представляют собой эти бутылки КС?К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную H2SO4, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось. Уравняйте приведенные реакции, иллюстрирующие действие запала бутылок КС. KClO3 + H2SO4-> ClO2 + KClO4 +K2SO4 + H2OClO2 ->Cl2 +O2C12H22O11 + O2 -> CO2 + H2O Почему все 3 компонента запала берутся по отдельности? Можно ли их заранее смешать?а) бертолетову соль и сахарную пудру?б)H2SO4 (конц.) и сахарную пудру? А) Бертолетову соль и сахарную пудру заранее смешивать нельзя, т.к. получающаяся смесь чрезвычайно взрывоопасна. 8KClO3 + C12H22O11 -> 8КCl + 12CO2 + 11H2OБ) H2SO4 (конц) нельзя смешивать с сахарной пудрой. В этом случае произойдет обугливание сахарной пудры, т.к. H2SO4 (конц) является сильным водоотнимающим средством. Посмотрим видеофрагмент реакции Многие ваши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов. Одной из основных задач была борьба с зажигательными бомбами, которые во множестве сбрасывали на промышленные районы и города нашей Родины. Начинкой таких бомб была смесь порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. Иногда в состав зажигательных бомб добавляли небольшое количество битума и нефти. При ударе бомбы о землю срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, который быстро разогревался до высокой температуры ,и все начинало гореть. Напишите уравнения реакций, происходящих при взрыве такой бомбы. AL + O2→Mg + O2→ Mg + N2→ Fe3O4+Al→ Можно ли было потушить горящий зажигательный состав водой?Зачем в зажигательный составвводили битум или нефть? Нельзя, т.к. раскалённый магний реагирует с водой согласно уравнению:Mg + 2H2O=Mg(OH)2 + H2Для увеличения зажигательного эффекта бомбы вводили нефть или битум ,т.к. они легковоспламеняющиеся жидкости. Растекаясь на большой площади, эти жидкости увеличивали радиус действия бомбы. Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. Напишите реакцию, происходящую при горении магния на воздухе. Напишите реакцию, иллюстрирующую действие запала:КСlO3 + C → Напишите уравнения получения магнияМагний использовался не только для создания осветительных ракет. В огромных количествах он использовался в авиации – основном потребителе этого металла. По этой причине магний добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний Вклад академика Николая Николаевича Семенова в обеспечение победы определялся разработанной им теорией цепных реакций, которая позволяла управлять химическим процессом: ускорять до образования взрывной лавины, замедлять и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Эти реакции были использованы при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Так называемые «кумулятивные» снаряды, гранаты, мины, используемые против «неуязвимых» немецких «тигров», вызвали у гитлеровского командования недоумение и замешательство. Эти снаряды пробивали броню толщиной 200 мм, были применены в танковом сражении на Курской дуге. Ученые-химики времен Великой Отечественной войныАкадемик Сергей Семенович Наметкин – один из основоположников нефтехимии, успешно работал в области синтеза новых металлорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Во время войны занимался вопросами химической защиты, развитием производства моторных топлив и масел. Раствор аммиака(40 %-ный) применяют для дегазации транспорта и техники, а также одежды и т.д. в условиях применения химического оружия (зарин, зоман, табун)На основе азотной кислоты получают ряд специальных взрывчатых веществ: тринитроглицерин и динамит, нитроклетчатку, тринитрофенол, тринитротолуол и др.Хлорид аммония применяют для наполнения дымовых шашек: при возгорании зажигательной смеси хлорид аммония разлагается, образуя густой дым. Такие шашки широко использовались в годы Великой Отечественной войны.Химия в военном деле Напишите реакцию образованияТринитроглицеринатринитрофенола Нитрат аммония служит для производства взрывчатых веществ - аммонитов, в состав которых входят ещё и другие взрывчатые нитросоединения, а также горючие добавки. Например, в состав аммонала входит тринитротолуол и порошкообразный алюминий. Высокая теплота сгорания алюминия повышает энергию взрыва. Нитрат алюминия в смеси с тринитротолуолом (толом), даёт взрывчатое вещество аммотол. Большинство взрывчатых смесей содержат в своём составе окислитель (нитраты металлов или аммония и др.) и горючее (дизельное топливо, алюминий, древесную муку и др.)Химия в военном деле Химия в военном делеВо время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже черный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%) и серы (10%). Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили баллиститные (бездымные) пороха – одна из разновидностей нитроцеллюлозных порохов Напишите реакцию,происходящую при взрыве чёрного пороха Совсем скоро 9 Мая. Мы будем благодарить тех, кто победил в этой страшной войне. Живым – вечная слава, погибшим – вечная память. Но не забудьте и ученых-химиков, вспомните их тоже. Советские химики внесли достойный вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому вместе с солдатами 1945 года победила и наша наука, наши ученые-химики, которые по сей день свою деятельность направляют на защиту своей Родины.