Презентация по истории Народное образование и просвещение в СССР в 1920-1930 годы


Презентация по тему Народное образование и просвящение в СССР в 1920-1930 годы Ярополовой Татьяны Анатольевны Основы политики Коммунистической партии в области народного образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919), в которой поставлена задача— создать новую, социалистическую систему народного образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического преобразования общества. Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. -В соответствии с декретом "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. -Повсеместно открывались школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались на родных языках буквари и учебно-методическая литература.Активно работал руководимый Н. К. Крупской Главполитпросвет, основанный в 1920 при Наркомпросе. Декретом СНК в 1923 было создано общество "Долой неграмотность". -Систематически проводились съезды и конференции по проблемам внешкольного образования взрослых. -За 1920—40 было обучено грамоте около 60 млн. чел. взрослого населения. -В 1939 (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью. На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—19, организация дела народного образования была перестроена на новых, социалистических началах: -все общеобразовательные школы стали общенародными -существование частных школ запрещено -введены бесплатное обучение-совместное обучение детей обоего пола -школа отделялась от церкви, а церковь — от государства запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа-отменялись физические наказания детей -все национальности получили право обучения на родном языке- положено начало созданию советской системы общественного дошкольного воспитания -выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян. Всероссийским органом по руководству и управлению народным образованием стал Наркомат просвещения, в ведение которого перешли учебные заведения всех ведомств. В июне 1918 СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской республике». Важнейшее значение имело "Положение о единой трудовой школе РСФСР" (опубликовано 16 октября 1918), в соответствии с которым, создавалась единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8—17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке.Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20—30-х гг. письменности для десятков народов и народностей (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на русскую графическую основу (узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.).Право граждан Советского Союза на образование закреплено Конституцией СССР. Руководящие принципы народного образования в СССР: -равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имуществ. и социального положения; -обязательность образования для всех детей и подростков; -государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений;-свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке другого народа СССР); -бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; -единство системы народного образования-сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; -связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства;-научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; -гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания; -совместное обучение лиц обоего пола;- светский характер образования, исключающий влияние религии. Система народного образования в СССР включает: -Дошкольное воспитание - Общее среднее образование -Внешкольное образование -Средне-спецальное образование -Профессионально –техническое образование -Высшее образование Первое звено системы народного образования — дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В. И. Ленин назвал организацию советских детских садов «ро стками коммунизма».Рост сети дошкольных учреждений:-Число постоянных дошкольных заведений- в 1914 году 170, в 1940 году 46031-Детские сады и ясли: 1914 год – 150,а в 1940 год – 23999-Численность детей в постоянный дошкольных учреждениях — всего, тыс 1914 год – 5,4,а 1940 год -1953 Общеобразовательная школа — основная форма получения общего среднего образования. С первых лет Советской власти она развивается как единая, трудовая и политехническая.По мере экономического и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре учебных заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и профессионального образования. С 1921 наряду со средней школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи (с 1930 — школы колхозной молодёжи) и с 1926 в городе — фабрично-заводские семилетки. К 1930 во всех союзных республиках были созданы необходимые условия для введения всеобуча. Число общеобразовательных школ всех видов, тыс.:1915 год - 123,7 1940 год - 198,8Начальные, неполные средние и средние школы:1915 год - 123,7 1940 год – 191,5Численность учащихся, млн.:1915 год – 9,7 1940 – 35,6в 1—3-х классах:1915 год – 8,1 1940 год – 16,1в 4—8-х классах:1915 год – 1,5 1940 год – 18,2 в 9—10(11)-х классах:1915 год – 0,3 1940 год – 1,5 Профессионально-техническое образование. Начало развитию советского профессионально-технического образования было положено в 1919 декретом СНК РСФСР "О мерах к распространению профессионально-технических знаний". В 1921 утверждено положение о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). ФЗУ за 1929—40 подготовлено свыше 2,3 млн. квалифицированных рабочих. В 1940 создана система Государственных трудовых резервов СССР, которой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Число профессионально-технических учебных заведений:1940 год -1551 1945 – 2334Численность учащихся, тыс. чел.:1940 год – 602 1945 год -603 Численность специалистов, занятых в народном хозяйстве, тыс. чел.:Всего специалистов – 1913 год -190 1928 – 521Высшее образование имеют – 1913 – 136 1928 год -233Среднее- специальное – 1913 год – 54 1928 год -288Расходы на народное образование из государственного бюджета (без капитальных вложений, млн. руб.):Общее образование и воспитание детей и подростков, общеобразовательная работа среди взрослых 1940 год – 1187 мил Техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации 1940 год -190 милВысшее образование – 288 мил