ДУЭЛИ В РУССКОЙ ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА для 9 класса


Дуэли в русской жизни и литературе первой половины 19 векаВозьмут Лепажа пистолеты,Отмерят тридцать два шага – И, право, эти эполетыЯ заслужил не бегством от врага.М.Ю. Лермонтовrrrrr Цели Проследить за историей развития дуэли в русской жизни, литературе, судьбах отдельных людей, тесно переплетённых с Дуэльным Кодексом Чести;Расширить свои познания на тему дуэли 19 века, узнать, что собой представлял этот феномен и как он повлиял на литературу того времени. зАДАЧиНайти научную литературу, газетные и журнальные статьи, сайты, где можно почерпнуть информацию на данную тематику;Выбрать высказывания и цитаты историков, общественных и культурных деятелей насчёт дуэлей и их влияния на жизнь русского общества первой половины 19 века; зАДАЧИПроанализировать произведения писателей начала 19 века, сравнить биографии авторов с героями их собственных сочинений;Сопоставить высказывания литературоведов, сделать необходимые выводы для написания научно-творческой работы;Представить свой реферат. Принять участие в дискуссии. дУЭЛЬ - это строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого – удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.r Алексей Михайлович РомановВ то время русский человек даже представить себе не мог поединок – драки боялись за последующее наказание по Уложению царя Алексея Михайловича, что порождало клановое чувство, общность, исключая всякое выражение индивидуальных качеств. Пётр iМировоззрение по поводу дуэльных сражений остались такими же консервативными, как и у его отца. Император боялся вольнодумных мыслей своих поданных. Дуэль находилась ещё в «младенческом возрасте». Екатерина IIОфициально осталась верна взглядам Петра I. Екатерина уже смотрела на поединки совсем другими глазами. Она понимала, что дуэль – это внутренний порыв храбрости, защиты чести и достоинства. Впоследствии правление Екатерины станет отправной точкой для последующего более благосклонного взгляда на дуэли и поединки. Павел IПравитель грезил о крестовых походах, рыцарских турнирах, вызовы на которые он пробовал посылать через Гамбургскую газету всем королям и императорам. В приступе гнева он мог сам избить дворянина. Такому примеру уподоблялись все по иерархичной лестнице, что возобновляло старую беду в новом формате – жестокость и грубость. Конечно это не могло способствовать культуре нравов и , особенно, культуре дуэли. Александр IДрались везде, повсюду, где только можно и нельзя, защищая не только своё мнение, но и прикрывая амурные дела. К дуэлям готовились долго и серьёзно, приходя к единому выводу – нет благороднее поступка, нежели отдать свою жизнь за собственное мнение. Царь покровительствовал поединкам и как мог пытался смягчить наказание, приписанное Екатериной и Петром. Николай iПромежуток безвластия, свободы побудил участников Тайного Общества к активным действиям – террор, цареубийство, дуэль против государства. Несмотря на спокойную обстановку в Петербурге, царь хорошо понимал, что сидит на пороховой бочке. В мирной жизни, несмотря на тяжёлую политическую обстановку, поединки всё так же происходили. Как ни странно отношение властей к дуэлям стало ещё более либеральным. Диаграмма развития дуэлей «Выстрел» «Евгений Онегин» «Капитанская дочка»

style.rotation
«Герой нашего времени»

style.rotation Роковая Дуэль А.С. ПушкинаПричина: ревность Пушкина к Наталье Гончаровой.Увечье: в бедро. Дантес не дошёл одного шага, сделав выстрел первым.Исход: смертельный для писателя. Роковая дуэль м.ю. лЕРМОНТОВАПричина: оскорбительная шутка Лермонтова, адресованная Н.С. Мартынову.Увечье: пуля пробила сердце и лёгкие. Исход: смертельный для писателя. вывод Дуэль появилась на Российской земле постепенно, не сразу. Сначала люди даже и не понимали смысла этого слова, но со временем втянулись, развивая свой личностный рост, протест, против отработанной системы. В литературе, как и в жизни, она тоже не спешила появляться, пока писатели и поэты не привнесли дуэль в свои произведения как наивысший символ чести и храбрости. Авторы благодаря ей хотели показать положительную сторону главных героев, людей, достойных биться за честь и достоинство до конца. А это вызывает восхищение. Конечно, дуэль в литературу вводилась не только, чтобы кого-то показать плохим, а кого-то хорошим, но и продемонстрировать всю глубину персонажа, его собственную философию, его взгляд на мир, как в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Оказалось, поединок чести не обошёл и самих писателей. Без опыта «стоять у барьера», у них бы не получилось воссоздать такие правдоподобные картины дуэлей. ЦелиЗадачи

style.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderline Выполнила: Инякова Оксана Григорьевна9 «Л» классУчитель : Хакимова Л.С.