Презентация по чтению и русской литературе «Золотой век русской литературы»


Занятие по культуре ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Содержание Пушкин А.С. Лермонтов М. Ю.Гоголь Н. В.Островский А.Н. Гончаров И.А. Тургенев И.С. Тютчев Ф.И. Фет. А.А. Некрасов Н.А. Салтыков-Щедрин М.Е. Лесков Н.С. Достоевский Ф.М.Толстой Л. Н.Чехов А. П. (1799 – 1837) Русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. Стихи Пушкина – «учебник души», «стихотворный роман воспитания чувств». В.С. Непомнящий Произведения Литературная критика Творческие задания Александр Сергеевич ПУШКИН Художественные произведения для чтения и изучения: Элегия «Осень»Сонет «Мадонна»Поэма «Медный всадник»«Маленькие трагедии»:«Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери»«Каменный гость» «Пир во время чумы»Роман в стихах «Евгений Онегин»Историческая трагедия «Борис Годунов»Произведения для самостоятельного чтения:Стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня» , «К морю» , «Вновь я посетил…» , «Послание цензору», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «Повести Белкина» Литература о жизни и творчестве А.С.Пушкина: В.Г.Белинский. «Сочинения А.С.Пушкина»А.И.Герцен. «О развитии революционных идей в России»Н.В.Гоголь «Несколько слов о Пушкине…»В.О.Ключевский «Евгений Онегин» и его предки»Ф.М.Достоевский «Пушкин»(очерк). М. Цветаева «Мой Пушкин»(эссе). М. Лотман «Русский гений» Задания по изучению жизни и творчества автора:Темы для сочинений: «Мой Пушкин», «Любовная лирика А.С.Пушкина», «Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика», «Татьяна и Ольга. Сравнительная характеристика», «Маленькие Трагедии» Пушкина. Моё прочтение». Вопросы к семинару по «Маленьким трагедиям:Правомочно ли название «Скупой рыцарь»? Какое выразительное средство читается в названии?2.Закономерна ли гибель Дон Гуана? Искренне ли он любил Донну Анну или это было очередное притворство?3.Можно ли искренне веселиться во время всеобщего несчастья? Провести вечер, посвящённый творчеству А. С. Пушкина. Русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Основатель Русского Национального театра. Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823 – 1886) Литературная критика Творческие задания Произведения …только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться«Театр Островского». И. Гончаров. Художественные произведения для чтения и изучения: Драмы: «Гроза», «Бесприданница». Для дополнительного чтения:Пьесы: «Последняя жертва»«Свои люди – сочтёмся!» «Без вины виноватые»«Таланты и поклонники» Творчество А.Н.Островского в критике:А.В.Дружинин «Гроза» Островского».Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».Д.И.Писарев. «Мотивы русской драмы».А.А.Григорьев. «После «Грозы» Островского».Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Задания по изучению жизни и творчества автора:Выяснить и написать значение имён и фамилий персонажей в пьесе «Гроза».Написать письмо о своём пребывании в Калинове (можно изложить свои впечатления в виде фельетона или репортажа). Реферат «Национальное своеобразие Островского-драматурга»Темы для сочинений: «Отцы» и «дети» в драме А. Н. Островского «Гроза», «Символический смысл заглавия пьесы «Гроза», «Своеобразие конфликта в драме «Гроза», «Душевная драма Катерины», «В чём заключается актуальность пьесы «Бесприданница», «Особенность конфликта в пьесе «Бесприданница», «В чём сходства и различия пьес «Гроза» и «Бесприданница», «Почему погибла птица - Чайка?»Конспект критических статей Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д. Писарева «Мотивы русской драмы»; сравнить отзывы критиков об образе Катерины. русский писатель, член - корреспондент Петербургской АН (1860). Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812 – 1891) Произведения Литературная критика Творческие задания «Великий художник лучше и глубже чувствует… ложь и безобразие прошлого, но ненависть не ослепляет его: Он видит и красоту, и поэзию прошлого». Д. Мережковский. Художественное произведение для чтения и изучения: Роман «Обломов». Для самостоятельного чтения:1.Романы «Обыкновенная история» «Обрыв».2.Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Творчество И.А.Гончарова в критике:Н.А.Добролюбов « Что такое «обломовщина?»Д.И.Писарев «Обломов». Роман Гончарова»А.В.Дружинин. «Обломов» Роман И.А.Гончарова»В.О.Ключевский. «Мысли о русских писателях. И.А.Гончаров»Д.С.Мережковский. «Гончаров» Задания по изучению жизни и творчества автора:Доклад «Добролюбов, Дружинин, Писарев о романе «Обломов».Темы для сочинений: « Нравственная проблема в романе И.А.Гончарова «Обломов», «Мой любимый литературный герой – Обломов», «Образ Ольги Ильинской – стремление русской женщины к любви». Сообщение «Роман «Обыкновенная история».Прочитать роман «Обыкновенная история»; письменно ответить на вопрос: Как проходит Александр Адуев испытание любовью, дружбой и славой? Можно ли историю его жизни назвать обыкновенной?Вопросы для семинара:Обломов в оценке критики. Обломов и Штольц. Кто мне ближе? Почему?Тема любви в романе А. Гончарова. Почему Обломов выбирает А. М. Пшеницину?4.Обломов и обломовцы.5.Что такое «обломовщина»? Мой нравственный выбор. русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1816 – 1883) Творческие задания Литературная критика Произведения "Я спрашиваю себя: за что я люблю, за что Россия любит Тургенева? И предполагаю- может быть, за то, что в его повествовании есть неуловимая прелесть, а в речи - певучесть, которая убаюкивает ?...» В. Брюсов. Художественные произведения для чтения и изучения:«Дворянское гнездо» (1859г.) «Отцы и дети» (1862г.) Произведения для самостоятельного чтения:Повести «Первая любовь»(1860г.),«Вешние воды»(1872г.), «Ася» Романы «Рудин»(1855г.),«Накануне»(1860г.),«Дым»(1867г.) Творчество И.М.Тургенева в восприятии критики:Д.И.Писарев. «Базаров»Д.С.Мережковский. «Памяти Тургенева»Н.Н.Страхов «Отцы и дети». И.С. Тургенев»М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»Н.А.Добролюбов. «Когда же придет настоящий день?»А. Герцен. «Ещё раз Базаров»Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous» Задания по изучению жизни и творчества автора:Нарисовать герб семьи Тургеневых.Составить викторину «Жизнь и творчество И. С. Тургенева».Реферат «Повести Тургенева о трагическом смысле любви и природы».Написать страницы из дневника Базарова.Нарисовать иллюстрации к дневникам Базарова.Написать отсутствующий в романе эпизод диалога Кукшиной и Ситникова о Базарове. Подготовить сообщения о романах Тургенева «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо».Темы для сочинений:«Конфликт между поколениями в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети»«Моё первое знакомство с Базаровым»«О чём спорят П. П. Кирсанов и Е. Базаров?»«Испытание любовью» в романе «Отцы и дети»«Художественное мастерство Тургенева» Интерпретация «Стихотворений в прозе» Тургенева Русскийдраматург Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 – 1904) Произведения Литературная критика Творческие задания Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя.Однако похожим быть хочется только на Чехова. С. Довлатов. Художественные произведения для чтения и изучения: 1. Повести и новеллы «Дом с мезонином» «Палата №6» «Степь» «Ионыч». 2. Пьеса - «Вишнёвый сад» Для дополнительного чтения: 1. Повесть «Дуэль» 2. Пьесы «Чайка» «Дядя Ваня» «Три сестры Творчество А. П. Чехова в восприятии критики:1. Бердников Г. П. «Чехов» (Серия «Жизнь замечательных людей»).2. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам».3. Семанова М. Л. «Чехов – художник».4. Турков А. «Чехов и его время». Задания по изучению жизни и творчества автора:1. Подготовить инсценировку одного из юмористических рассказов Чехова.2. Составить кроссворд по творчеству А. П. Чехова.3. Прочитать рассказы Чехова «Палата № 6» и трилогию «О любви», «Крыжовник», Человек в футляре». Письменно ответить на вопрос: Почему герои этих рассказов «проглядели» жизнь? 4.Прочитать пьесу «Вишнёвый сад» и подготовить рассказ о Раневской и Гаеве. 5. Написать рецензию на один из рассказов Чехова.6. Нарисовать иллюстрации к пьесе «Вишнёвый сад»7. Написать сочинение на одну из тем: «Смешное и трагическое в рассказах А. П. Чехова.«Губительна или живительна сила любви в чеховских рассказах. «Мастерство Чехова – пейзажиста». «Живут ли герои Чехова среди нас?». Никто не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою… Н. В. Гоголь Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) Творческие задания Литературная критика Произведения Художественные произведения для чтения и изучения:Стихотворения:«Когда волнуется желтеющая нива…»«И скучно и грустно…»«Как часто пёстрою толпою окружён…»«Дума»«Поэт»«Молитва» «Родина»«Выхожу один я на дорогу…»«Пророк»Роман «Герой нашего времени» Дополнительно: поэма «Демон» Творчество М. Ю. Лермонтова в восприятии читателей: 1. Иванов. С. В. «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. 2. Коровин. В. И. «Творческий путь М. Ю. Лермонтова.»3.Щеблыкин И. П. «Лермонтов: Жизнь и творчество». 4. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове.5. Михайлова Е. «Проза Лермонтова».6. Ломинадзе С. В. «Поэтический мир Лермонтова».7. Панаев. И. И. «Литературные воспоминания» Задания по изучению жизни и творчества автора: Темы для сочинений:1.«Основные мотивы лирики Лермонтова».2.«Лирика М. Ю. Лермонтова в моём восприятии».3.«Тема родины в лирике Лермонтова».4.«Преступление и наказание Печорина».5.«Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .6.Интерпретация стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума». Творческие задания:1.Составить кроссворд или сканворд по произведениям М. Ю. Лермонтова. 2. Нарисовать коллаж к поэме Лермонтова «Демон» Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Произведения Литературная критика Творческие задания «Как ни велики твои ошибки…ты был одним из благороднейших сынов России, и безмерны твои заслуги перед Родиной» Н. Г. Чернышевский. Произведения для чтения и изучения: Поэма «Мёртвые души» Повесть «Шинель»Произведения для дополнительного чтения:Сборник повестей «Миргород»«Петербургские повести» Творчество Н. В. Гоголя в восприятии критики: 1.Белинский В. Г. Статьи о Гоголе.2.Гуковский Г. А. Реализм Гоголя.3. Машинский С. А. Художественный мир Гоголя.4. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество.5.Золотусский И. Гоголь(Серия «Жизнь замечательных людей»).6. В. В. Набоков. «Гоголь»(в отрывках). Задания по изучению жизни и творчества автора: Написать сочинение – рассуждение на одну из тем: а) «Можно ли утверждать, что Гоголь только реалист, или Вы видите его тяготение к романтике?»б) «Изображение абсурдности бездуховного мира и враждебности его искусству в «Петербуржских повестях». в) «Своеобразие композиции и смысл повести «Шинель». г) «Горьким словом моим посмеются» - объяснить смысл эпитафии, написанной на надгробном памятнике Гоголю. Провести диспут на тему: «Чичиков – «мёртвая» или «живая душа»?» русский поэт«Тютчевское творчество и посейчас представляет собою нечто большее, чем только замечательный образец высокого и своеобразного художественного мастерства» Д. Д. Благой. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803 – 1873) Творческие задания Литературная критика Произведения Стихотворения для чтения и изучения: -«Silentium!» - «Не то, что мните вы, природа…» - «Ещё земли печален вид…» - «Эти бедные селенья…»- « К. Б.»(«Я встретил вас – и всё былое…») - «Как хорошо ты, о море ночное…» - «Нам не дано предугадать» - «Чему бы жизнь нас не учила…» - «Осенний вечер» - «Фонтан» Творчество Ф.И.Тютчева в восприятии читателей разных эпох:И.С. Аксаков. «Федор Иванович Тютчев»Н.А. Некрасов. «Русские второстепенные поэты»Н.Я. Берковский «Тютчев»В.В. Кожинов «Тютчев» Задания по изучению жизни и творчества автора:Интерпретация одного стихотворения(по выбору).Наизусть одно стихотворение(по выбору).Темы сочинений: «Тема природы и любви в творчестве поэта». «Хаос и космос в лирике Тютчева». «Что сближает любовную лирику Тютчева с некрасовской и в чём их различие?».Реферат «Философские размышления Ф.И.Тютчева»Тест на знание фактов биографии и основных тем произведений. русский поэтИ пока святым искусством Радуется свет,Будет дорог нежным чувствомВдохновенный Фет. К. Фофанов АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (ШЕНШИН) (1820 – 1892) Произведения Литературная критика Творческие задания Стихотворения для чтения и изучения: - «Поэтам» - «Ещё весны душистой нега…» - «Ещё майская ночь…» - «Сияла ночь. Луной был полон сад…» - «Шёпот, робкое дыханье…» - «Заря прощается с землёю…» - «Облаком волнистым…» - «На железной дороге» - «Это утро, радость эта…» Творчество А.А.Фета в восприятии читателей разных эпох:1.А.В.Дружинин.«Стихотворения А.А.Фета»2.Н.Н.Скатов «Некрасов и Фет»3.Б.Я. Бухштаб «А.А.Фет. Очерк жизни и творчества». Задания по изучению жизни и творчества автора:Интерпретация одного стихотворения (по выбору).Наизусть одно стихотворение (по выбору).Доклад на одну из тем: «Стихи Фета о назначении поэзии», «Эпитет в лирике Фета», «Метафоричность лирики Фета».Сочинение «Тема любви в творчестве поэта», «Пейзаж в творчестве А. А. Фета». Составить небольшой словарик «Метафоры Фета» Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) русский поэт. Произведения Литературная критика Творческие задания «…У него была своя…истинная, страстная … любовь к народу. Он смог силой любви своей постичь, почти бессознательно, и красоту народную, и силу его, и ум его, и страдальческую кротость его, и…уверовать…в будущее предназначение его.» Ф. М. Достоевский Художественные произведения для чтения и изучения:Стихотворения:«Элегия»«Пророк»«Умру я скоро. Жалкое наследство…»«Зине» «Поэт и гражданин» «Я не люблю иронии твоей…»Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Творчество Н.А.Некрасова в восприятии читателей разных эпох: А.В.Дружинин. «Стихотворения Н.Некрасова. Москва, 1856»А.А.Григорьев. «Стихотворения Н. Некрасова»Н.Н.Скатов «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова»Б.О. Корман «Лирика Некрасова»А.И.Груздев «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»Л.А.Розанова ««Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Задания по изучению жизни и творчества автора: Интерпретация одного стихотворения(по выбору).Подготовить доклад на одну из тем: 1. «Образ русской женщины в поэмах «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Саша». 2. «Последние песни» Некрасова».3. « Своеобразие сатирических стихов Некрасова».Прочесть вступление к поэме «Кому на Руси жить хорошо?» (пролог), отметить, какие фольклорные образы, жанры и мотивы использует Некрасов. Подготовить материал о героях поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» Темы для сочинений: «Моё отношение к поэзии Некрасова», «Крестьяне в изображении Н. А. Некрасова»,«Счастливые в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Николай Семёнович Лесков Литературное творчество Лескова – «Яркая живопись или, скорее, иконопись». Лесков «поставил целью себе воодушевить Русь» и начал «Создавать для России иконостас её святых и праведников».М. Горький. (1831 – 1895)Русский писатель Произведения Литературная критика Творческие задания Художественные произведения для чтения и изучения: Рассказ "Леди Макбет Мценского уезда». Повесть "Очарованный странник». Для самостоятельного прочтения:Повести: «Воительница» «Захудалый род» «Тупейный художник»Рассказы: «Запечатленный Ангел» «Левша». Творчество Н.С.Лескова в восприятии читателей разных эпох А. Лесков. «Жизнь Николая Лескова»В.Ю.Троицкий. «Лесков- художник»И.В.Столярова. «В поисках идеала»Е.Дыханова. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова» Задания по изучению жизни и творчества автора: Подготовить доклад на одну из тем: «Художественный мир героев Лескова». «Н.С.Лесков и православие».Темы для сочинений: «Русский национальный характер в произведениях Лескова»«Очарованный странник – самый значительный герой Н. С. Лескова».Ответить на вопросы по повести «Очарованный странник»: 1.В чём заключается смысл названия? 2.Особенности Лесковского праведника. И. Флягин: почему он праведник? 3.Оценить жизненный путь И. Флягина и сравнить с жанром жития. 4.К какому жизненному итогу приходит Флягин?Провести урок – семинар на тему: «Проблемы праведничества в повести «Очарованный странник». Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) Великий русский писатель-философ «Достоевский принадлежит к светилам, которые высоко поднялись над художественным горизонтом человечества и видны отовсюду…» В. Днепров. Произведения Литературная критика Творческие задания Художественное произведение для чтения и изучения: Роман «Преступление и наказание» Для самостоятельного прочтения: Романы: «Идиот» «Бедные люди» «Униженные и оскорблённые» Творчество Ф.М. Достоевского в восприятии читателей разных эпох:Д.И.Писарев «Погибшие и погибающие», «Борьба за жизнь».Н.А.Добролюбов. «Забитые люди».Н.Н.Страхов «Преступление и наказание».Ю.Ф.Карякин «Самообман Раскольникова».Ю.И.Селезнев «Достоевский».С.В.Белов «Роман Достоевского«Преступление и наказание». Задания по изучению жизни и творчества автора: Наизусть отрывок из произведенияДоклад «Особенности творческой манеры Ф. М. Достоевского», «Нравственно-философская проблематика романов Достоевского».Темы для сочинений: «Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания», «В чём вина и трагедия Раскольникова?», «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Почему Р. Раскольников учинил явку с повинной?». Тест на знание фактов биографии и основных тем произведений.Проиграть в классе суд над Раскольниковым: (выбрать судью, адвокатов и прокуроров, присяжных заседателей и играющих героев романа. Приготовить речь, вопросы). Великий художник в литературе. «Какая глыба, какой матёрый человечище! Вот это… художник! …До этого графа подлинного мужика в литературе не было. М. Горький. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Творческие задания Литературная критика Произведения Художественные произведения для чтения и изучения:Роман – эпопея «Война и мир» Для дополнительного чтения: Роман «Воскресение» Драматические произведения: «Смерть Ивана Ильича» «Плоды просвещения» Творчество Л. Н. Толстого в восприятии читателей разных эпох: 1. Билинкис Я. С. «Русская классика и изучение литературы в школе».2.Бочаров С. Г. «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир».3.Громов П. П. «О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире».4.Гулин А. В. «Лев Толстой и пути русской истории».5.Курляндская Г. Б. «Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского». Задания по изучению жизни и творчества писателя: Составить графический план : «Путь исканий Пьера Безухова» или «Поиски смысла жизни Андрея Балконского» (по выбору).Письменно сравнить: Шенграбинское и Аустерлицкое сражения и ответить на вопрос – почему русские одержали победу в Шенграбине и проиграли при Аустерлице? Письменно дать сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона. Можно в виде таблицы.Дать письменный ответ на вопрос: В чём заключается художественное мастерство Толстого – романиста? Темы для сочинений: «Художественная палитра Л. Н. Толстого» «Мысль семейная» в романе «Война и мир» «Народ и личность в понимании Л. Толстого»«Наташа и княжна Марья: кто мне ближе и почему?»«Что такое мужество?»(По роману «Война и мир»)«В чём истинная красота человека?» (По роману – эпопее «Война и мир») (настоящая фамилия Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) Русский писатель-сатирик, Публицист, мастер сатиры Евграфович САЛТЫКОВ Михаил (1826 – 1889) Произведения Литературная критика Творческие задания  «…жизнь Салтыкова, как сплошной литературный труд, и "комментарий" к этому труду, как подробную историю творчества Салтыкова в его социально-бытовом окружении". Р. В. Иванова-Разумник Художественные произведения для чтения и изучения: Повести: «История одного города» «Господа Головлёвы» Для дополнительного чтения:Повести: «Противоречия» «Запутанное дело»Сказки: «Дикий помещик «Премудрый пескарь» «Медведь на воеводстве» «Орёл – меценат» Задания по изучению жизни и творчества автора: Наизусть отрывок из произведения «Господа Головлевы»Подготовить сообщение на одну из тем: «Сатира в «Истории одного города»;«Литературная полемика вокруг творчества Щедрина»Тест на знание фактов биографии и основных тем произведенийПисьменно проанализировать одну их сказок по выбору: «Медведь на воеводстве» или «Вяленая вобла».Составить исторический комментарий к событиям, нашедшим отражение в «Истории одного города».Темы для сочинений: «Художественные особенности сказок Щедрина» «Значение сказок Щедрина в наши дни» «Моё любимое сатирическое произведение в современном искусстве(литературе, кино, театре)». Творчество М.Е. Салтыкова- Щедрина в восприятии читателей разных эпох: Б.Я.Бухштаб. «Сказки Салтыкова –Щедрина»А.С.Бушмин. «Художественный мир Салтыкова- Щедрина»Д.П.Николаев. «Сатира Щедрина и реалистический гротеск»Е.И.Покусаев. «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова- Щедрина»А.М.Турков. «Салтыков-Щедрин» Использованная литература:Русская литература.19 век. Большой учебный справочникИванченко Н.П. Подготовка к экзамену по литературеКонурина Н.В.Литература. 9 и 11 выпускные классыЛебедев Ю.В. Русская литература 19 векаЛитературоведческий словарьВсе произведения школьной программыШкольная энциклопедия «Эрудит. Русская литература». Над проектом работала: Лопырева Мария Ивановна ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» с. Усть-Кулом