Проектная деятельность как метод повышения уровня познавательного интереса к изучению русского языка и литературы.


Проектная деятельность как метод повышения уровня познавательного интереса к изучению русского языка и литературы.Учителя русского и литературы Спириной М.А. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Цель: создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей;повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка и литературы. Задачи:выявить одарённых детей с использованием различных диагностик;Отбирать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков;Организовать разнообразную внеурочную деятельность;Организовать индивидуальную работу со способными детьми; Проблема: у меня есть желание повысить познавательный интерес к моим предметам, но при этом , для его осуществления не хватает опыта работы по данной проблеме. На основании выявленного противоречия я могу сформулировать проблему: как при помощи проектной деятельности как метода повышения уровня познавательного интереса к изучению русского языка и литературы можно повысить процент интереса у обучающихся к предметам русский язык и литература? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыСодержание работыСрокиФорма представления результатов1. Диагностический1. Анализ затруднений2.Постановка проблемы.3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.Первый год работы над темой.Собеседование с руководителем РМО, заместителем директора школы.2. Прогностический1. Определение цели и задачи над темой.2. разработка системы мер, направленных на решение проблемы.3. Прогнозирование результатов.Первый год работы над темой.Выступление на заседании МО.3. Практический1. внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.2. Формирование методического комплекса.3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.4. Корректировка работы. Второй год работы над темой.Открытые уроки, выступление на заседании МО, мастер - классы, семинары.4. Обобщающий1. Подведение итогов.2.Оформление результатов работы по теме.3. Представление материалов.Третий год работы над темой.Выступление на заседании методического совета, на заседании Педагогического совета.5.Внедренческий1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.2.Распространение опыта.В ходе дальнейшей педагогической деятельности.Реферат, индивидуальный творческий проект, публикации и др.. В 2015 -2016гг. Работали над проектами " Школьная перепись", "Древнерусские города")Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности Применение новых технологий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности способствует не только поддержанию интереса к изучению русского языка и обеспечению высокого уровня знаний, но и повышает общий интеллектуальный уровень учащихся.Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает вопросы проблемного характера;Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку;Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интересен для учащихся;Обучение должно быть трудным, но посильным;Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать; Курсы: Новые подходы к системе оценки образовательных результатов учащихся.(ноябрь 2014). Ознакомилась с литературой: 1.  Бренчугина-Романова А.Н. Использование метода проектов. Бренчугина-Романова А.Н. // Образование в современной школе, 2006, №5, с. 152.              Бурков В.Н., Новиков В.Н. Как управлять проектами. М.: Синтег - ГЕО, 19973.              Евстифеева О. Кучменко Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. ЕвстифееваО., Кучменко Н. // Директор школы, 2003, 3:, с. 534.              Жуковский И. Проект - гарант совместных действий. Жуковский И. // Учитель, 2003. №3, с. 60  Основная  трудность  в  организации  этой  деятельности -  перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом - объёмная, кропотливая, особенно,  если  это -  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но я всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета. Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности. Работа над исследовательской работой « Школьная перепись» Обработка материалов по опросу Обработка данных по опросу исследования Работа с литературой по исследовательской работе Работа с литературой по исследовательской работе После конференции « Эврика» Изучение литературы по проекту «Древнерусские города» Работа над проектом Работа над проектом закончена На уроках русского языка и литературы метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Вывод: