Презентация Обобщающий урок по темеФонетика, графика. орфоэпия 5 класс


Девятнадцатое декабря.Классная работа.Презентацию создалаучитель русского языка и литературыМКОУ «Поворинская ООШ»Полосминникова Анна ФедоровнаТЕМА УРОКА:Повторение изученного в разделе «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ» Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Фонетика»;воспитать интерес к предмету;повторить порядок фонетического разбора.


Получи право сесть за парту, правильно ответив на вопрос:Что изучает фонетика?С помощью чего мы звуки отображаем на письме?На какие 2 группы делятся все звуки речи?Из чего состоят гласные звуки?Назовите гласные звуки.Чем отличаются звонкие согласные от глухих?Назовите согласные, которые всегда звонкие.



Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости?Какие звуки всегда твёрдые?Какие звуки всегда мягкие?Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я? Назовите сочетания букв, в которых Ь не пишется.



Задание 1. Назовите звуки и буквы:Б[Б]Л [Л]Ш [Ш]К [К]Т [Т]Р [Р]Й [Й]


ppt_y

Устная синтаксическая пятимитуткаВесело сияетМесяц над селом,Белый снег сверкаетСиним огоньком.И. С. НикитинНайдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. Составить схему предложения.




Угадай слово по транскрипции:Составление фонетической записи (транскрипции) словБеда [ б`и д а], труд[т р у т], вьюн[в` й` у н], просьба[п р о з` б а], устный[у с н ы й`], жир [ж ы р ], юг [й` у к]. Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи [в`и с н а],[м`о т],[ц ы р к],[ж ы з`н`],[г а р а],[р`э т к`и j], [л`и х к о]Весна, мёд, цирк, жизнь, гора, редкий, легко. /г о р а т/




Выборочный диктант. Записывайте только те слова, в которых буквы не соответствуют произношению. Счастливый, ещё, девочка, мальчик, чтобы, милый, жена.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.По России морозыРаспушили деревьяИ рисуют на стёклахЛебединые перья.(А. Чепуров)





Проверь себяНазовите слова, в которых только твердые звонкие согласные и слова, в которых только мягкие звонкие согласныеМорозы, деревья[й] ФИЗКУЛЬТМИНУТКАПри помощи жестов изображаем лиц той или иной профессии. (2 мин.)Я – купец,А я – писец,Я – красавица девица,Я – портниха – мастерица,Я – артист, А я – циркач,В округе я – лучший врач.Акробат я хоть куда  –Пригодимся вам всегда!Славен труд у нас любой, Кем же будем мы с тобой?
Грамматический турнир.Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммыЪ Ь Без Ь и Ъ Пол_ю, раз_езд, с_экономить, с_ыграть, обез_яна, под_ём, печен_е, раз_яренный, трех_этажный, об_учить, необ_ятный, лист_я.
Вспомним правила переноса. Исправьте ошибки. Какие правила нарушены?По-ддержал, каменн-ый, нос-ил, чит-ать, писа-ть, умн-ый,з-доровье,Иль-я, кла-сс. 
Кирилл и Мефодий
Кириллица
ВЗЖНЦШЮЁЛТПФЩЭБАИХУЯЬЕГКЧСЪЙДМОРЫ Это названия разделов Русского языка. Расположите их в алфавитном порядке  Фонетика. Морфология. Орфоэпия. Графика. Орфография.Пунктуация. Синтаксис. Морфемика. Лексика. Грамматика. Расположи по алфавиту1 вариантПечникВечныйРечкаКаменщикБарабанщикМачта2 вариантКость Трость Весть Песнь Лошадь Ель







Проверь себя!1 вариантБарабанщикВечныйКаменщикМачтаПечникРечка2 вариантВестьЕльКостьЛошадьПесньТрость






ПРОИЗНОСИ правильно!Досуг, звонит, магазин, свёкла, фарфор, каталог, портфель, шофёр, статуя, партер.
Произнесите правильно слова Вечный – скучно Сердечный – пустячный Почта – чтобы Фанера – кашне Тема – теннис Мечта – яичница Что – свитер



Распределить слова в три колонки: П…еса, звез…ный, об…ем, л…дины, с…емки, бол…ше, еж…к, каюта, в…ют, стрич…, бур…ян, стрич…ся, маяк, спряч…Звуков больше чем буквЗвуков меньше чем буквКоличество букв и звуков совпадаетЯсный Тростник Барьер Проверь себя Звуков больше чем буквЗвуков меньше чем буквКоличество букв и звуков совпадаетЯсный Ежик Каюта Маяк ТростникЗвездныйЛьдиныБольшеСтричься Спрячь Барьер Пьеса ОбъемСъемкиВьютБурьян Порядок фонетического разбора1. Произнести слово, выделить слоги, определить ударный слог. 2. Охарактеризовать каждый звук:а) гласные (ударный или безударный)б) согласные (звонкий или глухой; мягкий или твердый)3. Указать количество звуков и букв.

Письменный разборЁжик - ё-жик – 2 слогаЁ [ й] - согл., зв., мягк.; [о] – гласн., уд.;ж [ж] - согл., зв.,твёрд.;и [ы] – гласн., безуд.;к [к] – согл., глух., твёрд.4 буквы, 5 звуков



Работа с текстом. Прочитайте. Ребята, докажите, что это текст -   О ком он? -   Что это за произведение? Кто автор? Задание:  1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.2)Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. 4) Сделайте фонетический разбор слова. (подъезд )       Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь.



Домашнее заданиеПОДГОТОВИТЬСЯ К СЛОВАРНОМУ ДИКТАНТУ
СПАСИБО ЗА УРОК!