Использование технологии критического мышления в начальной школе для формирования метапредметных результатов.


Использование технологии критического мышления в начальной школе для формирования метапредметных результатов. Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами некритическое мышление.Д. ДьюиКритическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.К.Поппер * * Цель ТКМ: – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни. (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать) Задачи ТКМ:Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание возможности разных точек зрения, альтернативности принимаемых решений.Развитие критического мышления, рефлексивности, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. Что же такое критическое мышление? Критическое мышление есть мышление самостоятельноеИнформация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышленияКритическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решитьКритическое мышление стремится к убедительной аргументации 1 этапВызов Приемы:Верные, неверные высказыванияКластерТаблица ЗХУКорзина идейДерево предсказаний Структура урока в технологии КМ Структура урока в технологии КМ 2 этапОсмысление Приемы:ИнсертЗигзагТаблицы 3 этапРефлексия Приемы:КластерЭссеТаблицыСинквейн Структура урока в технологии КМ Приемы технологии КМ Верные, неверные высказыванияИгра «Верите ли вы?»Дерево предсказанийКорзина идейКластерИнсертТаблица ЗХУТолстые и тонкие вопросыЗигзагСинквейн Этапы урока Приемы ТКМ 1 Вызов Верите ли вы? 2 Осмысление Инсерт 3 Рефлексия КластерСинквейн Тема урока «Свойства воздуха» Прием КМ«Верите ли вы?» Что воздух имеет определенную форму?Что воздух невозможно сжать?Что воздух проводит звуки?Что воздух имеет массу?Что у воздуха есть запах?Что у воздуха есть цвет?Что воздух не сохраняет тепло? Прием ТКМ «Инсерт» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, является для вас новым - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу - если то, что вы читаете, вас удивило * * Кластер («гроздь»). Графический приём систематизации материала. ТЕМА ТЕРМИНЫ ПОНЯТИЯ Прием ТКМ«Кластер» Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводитзвуки Упругий Сохраняет тепло Имеет вес Прием ТКМ «Синквейн» -это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. –это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану Стихотворение, состоящее из пяти строк Кто? Что?Предмет Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки Существительное, выступающее как итог Какой? Какая? Какое?Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета Что делает?Три глагола, раскрывающие действия предмета Правила составления синквейна Имя прилагательное Имя прилагательное Глагол Глагол Глагол Имя существительное Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы Прием ТКМ «Синквейн» Воздух.Прозрачный, упругий, неосязаемый.Проводит, сжимается, сохраняет.Воздух необходим всем!Это жизнь. Цели проведения «Синквейна» Обогащает словарный запас.Подготавливает к краткому пересказу.Учит формулировать идею (ключевую фразу).Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.Получается у всех. Состоит из предложений Текст Заглавие Предложения связаны по смыслу Структура Вводная часть Основная часть Концовка « КЛАСТЕР» На уроках русского языка Глагол.Важный, необходимый.Действует, изменяется, обозначает.Глаголом жги сердца людей!Знание. Местоимение.Работящее, разностороннее.Указывает, не называет, помогает.Часто употребляется в речи. Заместитель! « СИНКВЕЙН» В работе со словарными словами Ученик.Умный, воспитанный.Читает, узнает, умнеет.Я хочу хорошо учиться.Школьник. Товарищ.Добрый, умный.Дружит, выручает, советует.Он в беде поможет.Друг. На уроках литературного чтения Щелкунчик.Отважный, добрый.Щелкает, защищает, побеждает.Даже игрушки умеют любить!Живой. Мари.Маленькая, решительная.Умеет видеть, любит, помогает.У Мари душа поэта.Любовь.Кукольное царство.Сладкое, блестящее.Манит, соблазняет, восхищает.Я хочу очутиться там!Волшебство. «Чтение с остановками» После чтения каждой смысловой части: задаются вопросы на понимание; разъясняются непонятные слова; комментируются события. « РАБОТА С ВОПРОСНИКОМ» «Толстые» и «тонкие» вопросы. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Можно ли назвать Буратино настоящим другом? Почему? Где жил Буратино? Кто помогал Карабасу? «Обложка». Приём обобщения знаний о произведении и его героях. АвторЖанрТемаЗаглавие Иллюстра-цияк тексту ПланХарактеристикагероя3.Понравившийся отрывок « Дерево предсказаний» ТЕМА предположения аргументы «ВОЗМОЖНО» «ВЕРОЯТНО» * * « МОЗГОВОЙ ШТУРМ» « УГОЛКИ» Используя текст и свой жизненный опыт, положительные качества героя. Отрицательные качества героя, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Таблица « ЗХУ» * * З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. -Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;- Это рассказ;- Ванька писал письмо дедушке в деревню;- Ванька жаловался на тяжёлый труд;… - Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.- Обязанности Ваньки;- Обстановка - интерьер;- Поведение;- Поступки;… Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”. * * « ШЕСТЬ ШЛЯП» * * БЕЛАЯ – ФАКТЫЖЁЛТАЯ – ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕЧЁРНАЯ – ПРОБЛЕМАКРАСНАЯ – ЭМОЦИИЗЕЛЁНАЯ – ТВОРЧЕСТВОСИНЯЯ – ФИЛОСОФИЯ ( обобщение высказываний) * * Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования метапредметных результатов младших школьников. Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества: 1. Этика вербального обращения к ученику. 2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика. 3. Дорисовывание. 4. Доверие ученику. * * методы и приёмы организации : Метод « Учимся вместе» Метод «Пила» Метод « Вертушка» Прием «Мудрая сова» * * Многомерная дидактическая технология в начальной школе. Многомерная дидактическая технология включает в себя такие дидактические инструменты, как интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели. * * ОВОЩИ и ФРУКТЫ * * РЕЖИМ ДНЯ ПИЩА в жизни человека * * ПИЩА неполезная Дающая тепло Дающая энергию здоровая * * * * Второстепенныйчлен Ср.р.(какое?) М.р.(какой?) Ж.р (какая?) И.п. (Какой? Какая?Какое? Какие?) Имя прилагательное Р.п. (Какой? Какого? Каких?) Д.п. (Какой? Какому? Каких?) Вп. (Какой? Какую? Каких? Какое?) Тп. (Каким? Какой? Какими?) П.п. (Каким?Какой? Какими?) Единственное (один) Безударные гласные Непроизносимые согласные Безударные падежные окончания Множественное(несколько, много) Частьречи ВопросыКакой?Какая?Какое?Какие7 Признакпредмета * * Спасибо за внимание