Материал из опыта работы по теме: «Педагогические приёмы создания ситуации успеха в воспитательной деятельности первоклассников с ЗПР»


ГКС(К)ОУ «Калужская школа-интернат№1VII вида»«Педагогические приёмы создания ситуации успеха в воспитательной деятельности первоклассников с ЗПР»Подготовила учитель Акимова Е.В. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает воспитанник в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания он не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Упражнение «Защитный амулет»Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов. Далее каждый ребенок презентует свой амулет. Игра «Хвасталки» Дети должны рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении, которое он совершил вчера. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.«У вас обязательно получится».«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».«Вы обязательно победите». Помогает воспитателю выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. 2. Авансирование успешного результата ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 3. Скрытое инструктирование Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с.....»«Выполняя работу, не забудьте о.....» ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.Здесь можно использовать такие выражения как: «Без твоей помощи не получится…»«Давайте поможем…» ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 5. Персональная исключительность Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.Используются такие выражения как:«Только ты и мог бы....»«Только тебе я и могу доверить...»«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 6. Мобилизация активности Побуждает к выполнению конкретных действий.«Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть...» ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение»«Больше всего мне в твоей работе понравилось...»«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» Выделяют несколько основных типов ситуации успеха:Неожиданная радостьОбщая радостьРадость познания Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. «Даю шанс» Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. «Эмоциональные поглаживания» Во время различной деятельности, педагог, обращаясь ко всем детям хвалит их. Ребенок начинает стараться, т.к. поверил педагогу. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Прием “Заражение” Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной задачей. Спасибо за внимание!