Презентация к статье Одаренный ребенок в ДОУ или Как не закопать талант?


МК ДОУ Павловский д\с №10Старший воспитатель Васильченко С.А.Одаренный ребенок или Как не закопать талант? Одаренность – система трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости (мотивации).«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».  В.А.Сухомлинский Модель одаренности Дж. Рензулли Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Типичные черты одаренных детей:- на занятиях все легко и быстро схватывают;- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;- быстро запоминают услышанное или прочитанное;- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное. Проблемы одаренных детей:Погружение в философские проблемыНесоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиемСтремление к совершенствуОщущение неуязвимостиНереалистические целиСверхчувствительностьПотребность во внимании взрослыхНетерпимость. Виды одаренностиАкадемическаяТворческаяКоммуникативнаяПсихомоторнаяМотивационно-личностные характеристикиСпособность к обучениюХудожественнаяАртистическаяСпортивнаяВокальнаяХореографическаяСоциально-личностнаяЛидерскаяЛитературная {D27102A9-8310-4765-A935-A1911B00CA55}ВидыодаренностиСоставляющиеКак проявляютсяАкадемическаяодаренностьМотивационно-личностные характеристикиСтремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новомуСпособности к обучениюУспешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессовТворческаяодаренностьХудожественная одаренностьПроявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)Вокальная одаренностьУмение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух Таблица 2. {D27102A9-8310-4765-A935-A1911B00CA55}Литературная одаренностьХорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стиховАртистическая одаренностьУмение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая памятьКонструкторская одаренностьРазвитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализацииПсихомоторнаяодаренностьСпортивная одаренностьВысокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливостьХореографическая одаренностьЧувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная памятьКоммуникативная одаренностьСоциально-личностная   одаренностьУмение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликтыЛидерская одаренностьУмение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию {9DCAF9ED-07DC-4A11-8D7F-57B35C25682E}Виды различийВиды одаренностиПо широте проявленийОбщая одаренность (интеллектуальная; творческая)Специальная одаренностьПо типу предпочитаемой деятельноститворческая;академическая;психомоторнаякоммуникативнаяПо интенсивности проявленийповышенная способность к обучению (способные);одаренные;высокоодаренные (талантливые)По темпу психического развитияС нормальным темпом психического развития;Со значительным опережением возрастного темпа развитияПо возрастным особенностям проявлениястабильная;приходящая (возрастная) Структура сопровождения способных и одаренных детей Одаренный ребенокДети в группеРодителиПедагогиУчастие в тренингах, индивидуальных, подгрупповых, групповых мероприятиях на внутрисадовском и городском уровнях, выступления, выставки и др. Проведение диагностики, участие в консультациях, тренингах. Разработка и осуществление индивидуальных и подгрупповых мероприятий, кружки, выступления, викторины и др.Рефлексия просмотренных работ ребенка, участие в тренингах, подгрупповых мероприятиях и др. Участие в тренингах, консультациях, диагностике, диагностическая работа дома, создание портфолио ребенка, построение информационного сотрудничества с ДОУ. Требования к личности педагогажелание работать нестандартно, креативность;поисковая активность, любознательность;знание психологии дошкольников и психологии одаренных детей;готовность педагога к работе с одаренными детьми. Этапы работы с одаренными детьми:1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.2 этап - представляет собой прохождение трех модулей:Работа с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования.Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка.3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.4 этап – мониторинг результатов сопровождения. Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:      1. Выявление одарённых и талантливых детей.   2. Психолого–педагогическое сопровождение  одарённых дошкольников, которое  предполагает:   - составление  индивидуального  маршрута развития; - создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей; осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми; помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания;работа в детской лаборатории; организация проектной деятельности; участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. 3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей. 4. Поощрение одарённых детей. 5. Работа с родителями одарённых детей.   6. Работа с педагогическим коллективом.     7. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. Основная документация по поддержке одаренных детей Приказ Положение о работе с одаренными детьми Программа (проект) План работы Банк данных по одаренным детям Индивидуальные образовательные маршруты Портфолио на ребенка Мониторинг с результатами Методические разработки для педагогов и родителей