Презентация на тему Одарённый ребёнок (виды одарённости, особенности одарённых детей)


Семинар коллектива учителей начальных классов МБОУ «Лицей экономический №71» Тема№1: Кого считают одаренным? Вероника Высоцкая«О талантах» Тебе от Господа даны таланты, Ты приумножь их, в землю не зарой. Как это сделать, знаешь только сам ты, Но честным должен быть тот способ твой. И вот когда пред Господом явиться Тебе придется, чтоб долги отдать, Сторицею твой труд вознаградится, С тобою вечно будет благодать! А. И. Савенков Цитата семинара «Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант». «все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко» Существуют две крайние точки зрения: Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Риски, сопровождающие талант. неуверенность в собственных способностях и намеренное нежелание развивать свой талант;непонимание со стороны взрослых;психическую неустойчивость и стрессы;зависть окружающих; ухудшение самочувствия (плохой сон, аппетит, снижение иммунитета);самовлюбленность, избалованность и эгоизм; плохое физическое развитие;трудности в общении с противоположным полом и даже сексуальные проблемы. наследственности(природных задатков) социокультурной среды Большинство психологов признает… что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия Возраст родителей. Одаренный ребенок, родившийся у умудренного опытом, достигшего успехов в собственной творческой, профессиональной деятельности отца, как правило, попадает в наиболее благоприятную для собственного развития микросреду. Тема№2: Одаренный ребенок – кто он? Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста,образования,освоения норм культурного поведения,типа семейного воспитания «угасание»признаковдетской одаренности Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития. При равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия. В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Тема№3: Виды одаренности. Виды одаренности Критерии выделения видов одаренности Вид деятельности Степень сформированности одаренности Форма проявления одаренности Широта проявлений в различных видах деятельности практическая актуальная одаренность явная одаренность познавательная потенциальная одаренность скрытая одаренность общаяодаренность специальная одаренность художественно-эстетическая коммуникативная духовно-ценностная особенности возрастного развития ранняяодаренность поздняя одаренность Критерий «Вид деятельности» практическая, познавательная,художественно-эстетическая,коммуникативная,духовно-ценностная. Критерий «Степень сформированности» актуальная одаренность - психологическая характеристика ребенка с такими показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. потенциальная одаренность - психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени. Критерий «Форма проявлений» явная одаренностьобнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях. скрытая одаренностьпроявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. Критерий «Широта проявлений в различных видах деятельности» общая одаренностьпроявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). Критерий «Особенности возрастного развития» раннюю одаренность,позднюю одаренность. Категории способных детей Н.С. Лейтес Первая категория - учащиеся с ранним подъемом интеллекта, диагностируемым по специальным показателям IQ-теста.Вторая категория - учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности.Третья категория - учащиеся с потенциальными признаками одаренности. Тема№4: Сложности в адаптации одаренных детей (о характерных особенностях одаренных детей, которые осложняют их адаптацию). Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают социально-психологические и личностные трудности. Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате. Стремление к совершенству. Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии. Хотя опережают в познавательном. Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми. Для одаренных детей характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным проблемам и явлениям как: религиозные верования, смерть, вселенная, жизнь во вселенной и т.п. Погружение в сложные философские проблемы. Дети, обладающие высокими способностями, отвергают стандартные необоснованные и бессмысленные требования, которые не согласуются с их интересами. Они не склонны к конформизму (следованию за мнением группы). Конфликтность. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлечены их сверстники. Изоляция, уход в себя. Учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т.п. Неприязнь к школе. Вероятные причины и возможные объяснения Возможные формы поведения одаренных детей Одаренные дети могут с нетерпимостью и пренебрежением относиться к другим детям, не имеющим такого высокого интеллектуального развития. Они могут отталкивать окружающих своими саркастическими замечаниями, выражающими нетерпение и презрение. Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает такая жажда внимания. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание) Повышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься этими одаренными детьми как неприятие себя окружающими. Повышенная чувствительность и уязвимость Одаренные люди часто ставят пред собой завышенные цели. Не имея возможности их реализовать, они переживают разочарование. Выбор нереалистических целей Критическое отношение к своим достижениям может привести к ощущению собственной неадекватности и снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям. Переживание неудовлетворенности Тема№5: Диагностика детской одаренности. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в процессе индивидуализированного образования. Идентификация детской одаренности педагогами и родителями. Карта интересов для младших школьников.Методика «Интеллектуальный портрет».Характеристика ученика.Методика «Карта одаренности».Опросник креативности Джонсона.Анкета «Определение уровня познавательной потребности». Подготовка педагогов к взаимодействию с одаренными детьми Анкета определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми.Анкета «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» Отзыв о семинаре Что понравилось и не понравилось в семинаре?Что полезного для себя Вы вынесли из семинара?Ваши пожелания и предложения по семинару. Рекомендовать участникам семинара: В учреждениях образования необходимо проводить отслеживание одаренных детей, создавать и пополнять банк данных.Провести руководителям ШМО учителей начальных классов заседания по работе с одаренными детьми. Организовать индивидуальную и дифференцированную работу учителей, направленную на повышение их психолого-педагогической подготовки в работе с одаренными детьми.Создавать условия для поддержки одаренных учащихся, способствовать социально-психологической адаптации одаренных детей в обществе. До новых встреч!