Организация образовательного пространства и развивающей среды в НДОУ


Организация образовательного пространства и развивающей среды в НДОУ в соответствии с ФГОС ДО Старший воспитатель НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» Бакушкина Н.А. Цель создания развивающей среды– обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности. Обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования (психологическое здоровье)Способствовать формированию начал личности (базис личностной культуры)Максимально развить физические качества детей, учитывая состояние здоровья каждого воспитанника.Организовать развивающее пространство для развития интеллектуальной и творческой активности детей. Основные задачи: Требования к организации развивающей среды Должна обеспечивать:максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы; наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в т. ч. детей разного возраста);двигательную активность детей и возможность для уединения Выполнение этих требований п о з в о л я е т: Способствовать познанию ребёнком ценности своего «Я» (физического, эмоционального, коммуникативного);заниматься физической культурой и сохранять здоровье ребёнка;Создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребёнка в социуме взрослых и сверстников;Воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры, знаний;Инициировать творческие проявления ребёнка;Развивать личность ребёнка через познание ценностей жизни;Организовать экологически чистое пространство. № п/п Принцип Функции 1. Дистанции, позиции при взаимодействии Создание условий для доверительного общения взрослый-ребёнок, ребёнок-взрослый.Возможность выбора дистанции взаимодействия с учётом своих представлений. 2. Активности, самостоятельности, творчества Включение всех помещений в действующую среду.Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней.Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях.Интенсивное насыщение проблемными и незавершёнными образами, стимулами движений. 3. Стабильности и динамичности Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов. 4. Гибкого зонирования Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересечения сфер активности (или пересечения). 5. Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка Предоставление «личного» пространства.Предоставление ребёнку возможности уединиться, заняться любимым делом.использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. 6. Эстетической организации среды Включение в дизайн интерьера разнообразных нестандартных игрушек, предметов, линий, образов, красок.Включение эффектных зрелищ: световых, цветовых, музыкальных (бра, светильники, занавески и т.п.) 7. Открытости-закрытости Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды.Предоставление возможности ребёнку выражать своё «я».Исключение всего, что ведёт к нарушению безопасности и Прав ребёнка. 8. Учета половых и возрастных различий Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, пособиями, сведениями, информацией. Основные принципы построения развивающей среды (по В.А. Петровскому) Построение развивающей среды в НДОУ Кабинет заведующего Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями:создание благоприятного психо-эмоционального климата для работников НДОУ и родителей;развитие профессионального уровня педагогов;просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей с проблемами в развитии коррекционные занятия с детьми и взрослыми, психогимнастика, индивидуальная работа;развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие деятельности и поведения детей Комната психологическойразгрузки Библиотека для педагогов, консультации, семинары, «круглые столы», педсоветы,презентации опыта работы:повышение профессионального уровня педагогов Методический кабинет Утренняя гимнастика, физкультура, спортивные праздники, досуги, развлечения:укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений Спортивный и тренажёрный залы Утренняя гимнастика, праздники, досуги, занятия, индивидуальная работа, релаксация:развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы Музыкальный зал Кабинет учителя – логопеда Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами:развитие психических процессов, речи детей, коррекция звукопроизношения Медицинский блок Осмотр детей, консультации медсестры, врачей:профилактика, оздоровительная работа с детьми, консультативно-просветительская работа с родителями и педагогами Коррекционно-развивающая и воспитательно-образовательная работа Групповые помещения Прогулки, игровая деятельность, физкультура, досуги, праздники, самостоятельная двигательная активность:развитие познавательной, трудовой деятельности посредством сезонного оформления участков Участки НДОУ,спортплощадка Модель среды для групп раннего возраста строго конкретизирована по содержанию и пространству. Активно задействована комфортная для детей раннего возраста горизонтальная плоскость.Уделено большое внимание внешнему оформлению предметов, их привлекательности на общем фоне группы. Границы взаимодействия с окружающим миром ребёнка младшего и среднего возраста значительно расширяются. В этих группах мы используем не только горизонтальную плоскость, но и вертикальные поверхности, осваиваем воздушное пространство. Комфортная планировка «уголков» даёт возможность детям играть небольшими подгруппами, общаться с педагогом, уединяться. Среда в старшем дошкольном возрасте – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена «проблемными ситуациями», требующими от ребёнка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Использование тренажёров, мячей-фитболов, батута повышает двигательную активность детей, обеспечивает радостный эмоциональный настрой. Наличие физкультурного и тренажёрного с залов с современным и нетрадиционным оборудованием позволяет разнообразить проведение физкультуры. Спортивная олимпиада «Белый медвежонок» Развивающее пространство музыкального зала способствует развитию творческих способностей детей средствами музыки и хореографии. Игры-этюды, упражнения, игропластика, танцевальные композиции развивают коммуникативные свойства личности, раскрывают творческий потенциал ребёнка. Правильно организованное образовательное пространство музея железнодорожного транспорта помогает расширить знания детей о социальной значимости труда людей, о назначениях инструментов и технического оборудования. Все экспонаты не лежат под стеклом, не прибиты к стендам. Малыши могут взять их в руки, развернуть сюжетно-ролевую игру. В детском саду созданы все условия для успешного изучения английского языка. Раннее изучение английского языка даёт возможность сформировать у ребёнка нужные механизмы усвоения языка, помочь подготовить к школе, благотворно повлиять на интеллектуальное развитие детей. Всё обучение проходит в игровой форме с использованием ИКТ. Развитие речи напрямую связано с развитием пальцевой моторики, поэтому развивающее пространство коррекционных групп оснащено разнообразными пособиями для развития мелкой моторики пальцев рук, постановки правильного дыхания. Большую работу по охране психического здоровья детей проводит педагог-психолог. Тренинги, релаксационные упражнения, применение дыхательной техники, арттерапии, психогимнастики, игротерапии, сказкотерапии помогает снять психоэмоциональное напряжение детей. Для оздоровления воспитанников проводятся следующие процедуры: общий массаж, фитотерапия, ароматерапия; физиопроцедуры: тубус-кварц, ингаляции УЗ-аппаратом «Муссон», компрессорным ингалятором, тепловые прогревания лампой «Соллюкс». В группах установлены очистители, увлажнители воздуха, бактерицидные лампы. В НДОУ создана комплексная служба сопровождения детей, в которую включены все службы и специалисты.Для осуществления индивидуального подхода специалистами НДОУ своевременно проводится мониторинг физического развития ребёнка с использованием современного медицинского оборудования. Родительские собрания Консультации:тематические, проблемные, по заявке, оперативные Беседы: коллективные, индивидуальные Посещение семей Выставки, вернисажи Информационный блок:папки-передвижки, родительские уголки, памятки Совместные праздники, развлечения Заключение родительских договоров Дни открыты дверейс нетрадиционными подходами и в разнообразных формах Родительские собранияв нетрадиционной форме:круглый стол, «педагогическая гостиная»,«семейные встречи» Дни открытых дверей Библиотека для родителей Анкетирование Информационный блок:«Копилка родительскоймудрости», тесты, опросники Выпуск ежеквартальной газеты «Искорка», буклетов о работе НДОУ Советы педагогов с участием родителей Научно-практические конференции Размещение в интернете электронного сайта с информацией о работе НДОУ:rzdds26@mail.ru Создание атмосферы сотрудничества в плане преемственности по вопросам воспитания, обучения и коррекции Традиционные Нетрадиционные Формы работы дошкольного учреждения с семьёй Работа с родителями Среда, организованная в нашем дошкольном учреждении выступает не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов.