Урок русского языка в 7 классе по теме Обобщение и систематизация знаний по причастию Слайд-презентация.


Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие» Цели урокаСистематизировать знания о причастии как части речи:Формировать умение находить данную часть речи, определять ее грамматические признаки.Находить, правильно обосновывать орфограммы в причастиях.Совершенствовать навыки определения границ причастного оборота и его обособления.Обобщить роль причастий в русском языке. ЭпиграфПричастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В. И. Даль Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. А. С. Пушкин Работа с эпиграфом Докажите причастность данной части речи к прилагательному, глаголу. Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В. И. Даль Что вы можете рассказать об употреблении причастий в речи? «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., -заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».А.С.Пушкин - Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин). Где нужен пафос, обличительность, торжественность – там всегда мы встретим причастие. Вставить в данные предложения причастия, где это необходимо, определить их синтаксическую роль, выделить суффикс, окончание, объяснить, изменились ли предложения? Что изменилось?Я наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне … весны.Всё в … дымке: холмы, перелески.И льётся чистая и теплая лазурь на … поле.В огромных лужах отразилось небо с … по небу круглыми белыми облаками.… заря обещает новый жаркий день. Слова для справки:Догорающий, несущийся, веющий, отдыхающий, тающий. ПроверьЯ наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне веющей весны.Всё в тающей дымке: холмы, перелески.И льётся чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.В огромных лужах отразилось небо с несущимися по небу круглыми белыми облаками.Догорающая заря обещает новый жаркий день. Вывод: КАК ВИДИМ, БЛАГОДАРЯ ПРИЧАСТИЯМ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЯРКИМИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ, ОБРАЗНЫМИ. Кафе-бар «Подросток». Меню.1.Жаре…ые пирожки.2.Кипяче..ое молоко.3.Суп куриный с суше.. ыми летом грибами.4.Маринова..ые томаты.5.Салат из кваше… ой капусты.6. Жаре…ое на углях мясо.7.Бутерброд с копче…ой колбасой.8.Испече…ый торт.9.Варе…ое мясо с приправами. Кафе-бар «Подросток». Меню.1.Жареные пирожки.2.Кипяченое молоко.3.Суп куриный с сушенными летом грибами.4.Маринованные томаты.5.Салат из квашеной капусты.6. Жаренное на углях мясо.7.Бутерброд с копченой колбасой.8.Испеченный торт.9.Вареное мясо с приправами. Людям мера нужна в еде, Чтоб не случиться нежданной беде. Нужно питаться в назначенный час, В день понемногу, по несколько раз. Анализ причастий нежданной (полное страдательное причастие, ж.р. ,д. п., ед.ч.) назначенный(полное страдательное причастие, м.р., в.п., ед.ч.) Устная работа.Ответить словом «Верно» или «Неверно».1.Человеку нужна пища для поддержания жизни и работы организма.2.Правильное питание – залог здоровья.3.Человеку надо постоянно употреблять только жареную пищу.4.Человеку надо всегда употреблять несоленую пищу.5. Каждый день есть фрукты, овощи, салаты. Комментирование и записывание цитат и пословиц.1.Единственная красота, которую я знаю, это – здоровье Г.Гейне.2.Щи да каша - пища наша.3.Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.4.Невелик пирог, да много за ним хлопот. Диктант «Русские щи». В кипящий бульон положить резаную капусту. Довести до кипения, добавить жаренные в масле лук, морковь, корень петрушки и варить до готовности. За пять минут до конца варки добавить лавровый лист, соль, перец. При подаче посыпать мелко рубленной зеленью. Анализ причастий Кипящий бульон резаную капусту жаренные в масле лук, морковь мелко рубленной зеленью Отрывок из стихотворения Г.Р.Державина Багряна ветчина, зелены щи с желтком, Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь- икра, и с голубым пером Там щука пестрая - прекрасны! Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус, Но не обилием иль чуждых стран приправой. А что опрятно все и представляет Русь: Припас домашний, свежий, здравый. Каким настроением проникнуты поэтические строки Г.Р.Державина? Какие тропы передают настроение лирического героя?  Определите, какие смысловые отношения устанавливаются между приведенными строфами? Почему автор поэтизирует такие кушанья, как ветчина, щи, пирог, сыр? Можно ли назвать данные поэтические строки живописными? С каким жанром живописи можно соотнести приведенный отрывок? Итог урока- Чем занимались на уроке?- Что запомнилось и понравилось больше всего? Домашнее задание.На сайте www.gramota.ru найти крылатые выражения, в которых встречаются причастия.