Презентация. Реализация компетентностного подхода в обучении школьников математике в рамках ФГОС.


ММО учителей математикиРеализация компетентностного подхода в обучении школьников математике в рамках ФГОС Горбик Любовь Константиновна, учитель математики МОУ «Овощновская школа» Актуальность компетентностного подхода в образовании Современное общество остро нуждается в инициаторах и творцах – специалистах, которые способны:самостоятельно овладевать новыми комплексными стратегиями,повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности,быстро воспринимать новые идеи,отличаться компетентностью и ответственностью,быть открытым для новых контактов и культурных связей. Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода: 1. Научить учиться.2. Научить объяснять явления действительности, используя научный аппарат, т. е. решать познавательные проблемы.3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, т. е. решать аналитические проблемы.4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, т. е. решать аксиологические проблемы.5. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.6. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности. Современное образование требует чётких ответов на вопросы: Для чего? - цели и ценностиЧему? - содержаниеКак? - технологии «Не для школы, для жизни учимся» Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Меняется (по иному определяется) система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным подходом к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий Важнейший признак компетентностного подхода - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Компетенция- это способность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно -значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + +социальный опыт + +деятельность. Компетенции = знание + умение + +опыт. Виды образовательных компетенций ключевые компетенции– относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; (конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения);общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Ключевые компетенции  универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности Социально-трудовая Коммуникативная Информационная Учебно-познавательная Личностного самосовершенствования Ценностно-смысловая Общекультурная Ключевые образовательные компетенции(по А.В.Хуторскому) Общепредметная компетентность – набор компетенций, обобщенных по общим умениям, навыкам и способам действий, формируемых посредством разных предметов (образовательных областей).Предметная компетентность - специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.   Формирование ценностно-смысловой компетенции : Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Формирование общекультурной компетенции : Использование материала из других наук на уроках математики, и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Составление задач с информационно – познавательной, исторической, экологической,здоровьесберегающей  направленностью. Учебно-познавательная компетенция Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Составление практико-ориентированных задач с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира.При составлении задач учащиеся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Учащиеся развивают умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Решение нестандартных, занимательных задач.Поисковая деятельность.Решение проблемных задач Учебно-познавательная компетенция предполагает умения: -ставить цель и организовывать её достижение , уметь пояснить свою цель;-организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;-задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;-ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, необходимые приборы, оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;-выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств;-иметь опыт восприятия картины мира. Коммуникативная компетенция предполагает умения: -уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо;-уметь представить свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;-владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;-владеть разными видами речевой деятельности(монолог, диалог, чтение, письмо);-владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;-иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического,духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнуюсаморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности Формирование информационной компетенции Использование при составлении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет.Владея навыками использования информационных устройств, ориентируясь в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое. Формирование социально-трудовой компетенции Данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались Уровни математической компетентности Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. ГИА и ЕГЭ – последовательная проверка всех трех уровней!  В условиях компетентностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе.  Если при традиционной системе обучения учитель был основным и наиболее компетентным источником знаний, то при новом подходе в  образовании учитель выступает больше в роли тьютера, то есть организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.Ш     Боритесь со скукой на уроке, или используйте «Волшебство творчества».Ш     Активизируйте  ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.Ш     Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.Ш     Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным.Ш     Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.       На уроках формирую такие компетенции: Общекультурную.Использую на уроке материалы из других наук , решение задач по химии(задачи на сплавы, смеси), географии(масштаб), биологии и другие.Задача №1. Чтобы получить суточную норму белков, школьнику необходимо съедать 200г мяса в день. Сколько кг мяса в год необходимо съедать школьнику для нормального развития?Задача №2. Сколько граммов йода содержится в 300 г 6% раствора йода? Информационную Информационную Для формирования информационной компетенции использую следующие приемы и методы:- Решение задач , содержащих информацию, представленной в различной форме(таблицы, диаграммы, графики).- Решение задач с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира.Задача: В урожайное время года (осенью) цены на овощи понизились в среднем на 35 %, а к зиме они повысились на 15% по сравнению с прошлогодними ценами. На сколько процентов подорожали овощи по сравнению с осенью?- Формирование умений работать с различными источниками информации. Например в 6 классе по теме «Решение задач на проценты» решались задачи из раздела «Реальная математика». Задача. Черешня стоит 150 рублей, вишня 130 рублей. На сколько черешня дороже вишни? Коммуникативную Для формирования коммуникативной компетенции использую следующие приемы:1) групповая форма работы на уроках, работа в парах;2) развитие устной и письменной речи. Исследовательскую Использую задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты решения задачи и сделать определенный вывод. Социально- трудовую. Использую следующие приемы: контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе. Задача . Целлюлозный  комбинат использует в производстве бумаги водные ресурсы. После переработки вода должна пройти сквозь очистные сооружения. Эти сооружения оказались частично неисправными. За что комбинат должен был уплатить штраф в размере 2000 рублей. Но администрация комбината уплатила этот штраф только через 3 месяца. Какова сумма штрафа, если за несвоевременную уплату начисляется 15% каждый месяц на новую сумму? Личностного самосовершенствования. С целью формирования данной компетенции, учителем применяется  такой вид деятельности на уроках математики,  как решение задач с «лишними данными».Задача№1. Известно, что опаздывать неприлично. Света, заметила идущий на остановку автобус в 150 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Свете, если известно, что автобус движется, со скоростью 19 м/сек?«Задача №2. Известно, что зубы надо чистить два раза в день — утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?» Учебно- познавательную.С целью реализации данной компетенции учу учеников ставить цели и достигать их, давать самооценку своей деятельности, работать с алгоритмами, таблицами, схемами. Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы.Задача№1. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?Задача№2. Кирпич весит 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича? Ценностно-смысловую.Реализацию данной компетенции достигаю путем решения с учениками практических и олимпиадных задач.1. Длина комнаты 7м 60 см, а ширина 6 м. Сколько рулонов обоев потребуется для оклейки комнаты, если длина 10м при ширине рулона 50 см. 2. Будильник спешит на 9 минут в сутки. Ложась спать в 22.00, на нем установили точное время. На какое время надо завести звонок, чтобы будильник зазвенел ровно в 6.00? Ответ обоснуйте Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету. Включаю в урок элементы дидактических игр и игровых моментов, например:1) использование на уроках математических софизмов (найди ошибку);2) применение кроссвордов числовых и на отработку терминов;3) вставьте пропущенное число;4) закончите цепочку вычислений;5) нахождение «лишнего» примера;6) вычислите и составьте из ответов-букв слово, предложение, имя, название;7) найдите закономерность и др Рассмотрим примеры формирования компетенций на разных этапах урока: Проверка домашнего задания.Рецензирование ответов – формирование учебно-познавательной компетенцииМатематический диктант – формирование компетенции личного самосовершенствованияДоказательство теорем, лемм, составление математического словаря – формирование общекультурной компетенцииОбъяснение нового материала: Лекция с использованием приобретенной учениками информации – формирование информационной, ценностно-смысловой компетенцииКоллективная экспериментальная работа, исследование – формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативнойТворческая работа:Создание проектов – формирование общекультурной компетенцииОсобое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А главное – приводит к пониманию “некомпетентности”, создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?(Слова должны начинаться с букв данного слова). к - креативность…о - организованность…м - модернизация…п - планирование…е - единство…т - толерантность…е - единомышленники…н - новизна…т - творчество…н - научность…о - осведомлённость…с - сотрудничество…т - терпимость…ь