Презентация родительского собрания: Причины неуспеваемости подростков и способы их преодоления


26 февраля 2016 год «Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Всё в ней – переход, всё течёт». Дж. Дьюи Результаты анкетирования учащихся Что нужно, чтобы хорошо учиться?- хорошо слушать учителя и понимать объяснения- не шуметь на уроках- не прогуливать- думать своей головой и не списывать-выполнять домашние заданияДля чего ты учишься?- успешно сдать экзамены- радовать своих родных- получить хорошую работу (много платят)- чтобы было легче в будущем- получить хорошую профессию и образование  Итоги успеваемости I четверти 2015-2016 учебного года НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении,при котором школьник не овладеваетна удовлетворительном уровне заотведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема детей подросткового возраста. Особенности подросткового возраста Неуверенность в себе Тревожность Сомнения в собственной значимости для родителей и друзей Агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя Эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ . Многие школьники просто не знают, как учиться. Например, они не умеют пользоваться библиотекой или Интернетом для получения информации, конспектировать, отделять главное от второстепенного. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Страх перед неудачами, зависимость, комплекс неполноценности — все это приводит к тому, что подросток будет либо плохо учиться, либо вообще учиться не захочет. Травмирующие семейные конфликты могут привести к тому, что ребенку будет очень трудно концентрировать свое внимание на изучаемом материале. Мешают успеваемости и депрессия и беспокойство. Лекарственные препараты также могут вызвать заторможенность, мешающую успешной учебе. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Когда родители ждут от детей слишком многого, у детей развивается страх поражения и снижается мотивация. Подростки «мстят» чрезмерно требовательным родителям плохой успеваемостью в школе. Поскольку как бы они ни учились, родители останутся недовольными, и дети перестают даже пытаться. Возможно и обратное, что также вредно: если родители никак не поддерживают своих детей, не поощряют, недооценивают, не пытаются их стимулировать, то дети и поступают соответственно. Некоторые родители настолько увлечены собой и своими делами, что их вообще не интересует успеваемость детей. НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. Еще одним важным фактором низкой мотивации является ощущение собственной никчемности, неполноценности. Школьники, считающие себя неполноценными, нередко чувствуют свою беспомощность. Создается впечатление, что они почти желают потерпеть неудачу, которая становится для них подтверждением собственной неполноценности. В результате развивается отношение «не могу», и исчезает мотивация хорошо учиться в школе. НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. На желание подростка учиться сильное влияние оказывает не только домашняя обстановка, но и его школьное окружение. Учебная атмосфера в школьной системе, в данной школе или даже в отдельном классе напрямую определяют уровень мотивации. ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ. Понятие вектора контроля составляют внутренний и внешний контроль — это представление человека о том, от чего зависит его будущее. Подростки с хорошо развитым чувством внутреннего контроля уверены, что сами ответственны за свои успехи. Если, например, они получают плохую отметку за контрольную, то винят в этом себя — за то, что недостаточно хорошо учились, что были невнимательны на занятиях, что слишком много времени проводили с друзьями. Подростки с чувством внешнего контроля, напротив, уверены, что факторы, определяющие их успех, находятся вне их досягаемости. Например, за провал на экзаменах они могут обвинять учителей, невезение или плохие билеты. Неуспевающие подростки обычно уверены во внешнем контроле своего будущего. Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводятся к тому, что у ребенка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения. Соответственно и методы, с помощью которых мы хотим помочь нашим детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развить свою мотивацию. Пути устранения неуспеваемости Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.И. Кант Главное назначение домашнего задания: - воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; - овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; -формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; -формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.). Рекомендации родителям по преодолению школьной неуспеваемости 1. Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки. 2. Не забывайте про умеренную физическую активность.3. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка, избегайте чрезмерных перегрузок. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения. 4. Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.5. Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, изменения, авансируйте успех. 6. Организовывайте досуг ребенка по интересам. Поощряйте его увлечения. Старайтесь сами формировать у него различные интересы к окружающему. Помогайте в преодолении учебных трудностей, как с помощью собственных сил, так и с помощью педагогов, но не делайте (!) за него уроки.В случае возникновения трудностей советуйтесь со специалистами (педагогами, психологами, медиками).9. Общайтесь с детьми на их возрастном уровне.10. Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его. 11. Играйте в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь. 12. Предлагайте ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение. 13. Развивайте познавательную активность ребёнка: отвечайте на все интересующие его вопросы, спрашивайте совета. 14. При подготовке уроков рекомендуется уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов. 15. Задачи перед ребенком ставьте ясно и четко. 16. Обучайте приемам и способам учебной деятельности, учите ребенка пользоваться словарями, книгами, объясняйте необходимость хорошо знать правила, отрабатывать навыки их применения. «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете». Бенджамин Спок