Презентация выступления на методическом объединении учителей технологии на тему:Элективные курсы по технологии


В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.02 № 2783 обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых выделим цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся. Элективные курсы Элективные курсы (electus – это «избранный» с лат.) – это курсы, обязательные для изучения, направленность которых школьник выбирает самостоятельно. Элективные курсы решают следующие задачи: • реализуют индивидуализацию обучения, удовлетворяют образовательные потребности школьников. • создают условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. • помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам. Типы элективных курсов В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно. 2 Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.Примерами таких курсов из области физики могут быть: "Механика", "Строение и свойства вещества", "Термодинамика", "Волновая оптика", "Специальная теория относительности", "Физика атома и атомного ядра" и др. Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса типа " курс повышенного уровня". Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.Примерами таких курсов из области физики могут быть: "Гидроаэродинамика", " Уравнения Максвелла", "Физика плазмы", "Элементы квантовой механики" и др.Примерами из области математики могут служить: "Комбинаторика", "Элементы теории вероятностей", "Элементы математической логики", "Элементы теории множеств" и др.Примерами из области информатики могут служить: " Информационные системы и модели", "Информационные основы управления", "Сетевые технологии. Создание и размещение сайтов" и др. 4. Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов; "Физика и компьютер", "Курс прикладной физики с изучением основ механизации производства", "Курс прикладной физики на материале автоматики", "Курс прикладной физики на материале сельскохозяйственного производства", "Техника и окружающая среда", "Химические технологии" и др. Предметные курсы 5. Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: "Измерения физических величин", "Фундаментальные эксперименты в физической науке", "Школьный физический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование", " Методы физико-технических исследований", "Как делаются открытия", "Физико-техническое моделирование", "Учимся проектировать на компьютере", "Компьютерное моделирование", "Компьютерная графика", "Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов", "Математические модели и методы в естествознании и технике", "Основы методологии и методики биоэкологических исследований" и др. 6. Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. . Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: "Основы космонавтики", "Физика Космоса", "Элементы астрофизики", "Естествознание", "Элементы биофизики", "Элементы химической физики", "Биохимическая физика" и др.Межпредметные курсы типа "Естествознание" могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей.-быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть: "Эволюция естественнонаучной картины мира". Межпредметные элективные курсы Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам. Приведем примеры таких курсов, из числа победителей 2-го этапа конкурса, проводимого НФПК в 2003 году: "Введение в современные социальные проблемы", "Психология человека и человеческого общества", "Эффективное поведение в конфликте", "География человеческих перспектив", "На перекрестке двух культур (немецкий)", "Intercultural Issues (пособие по межкультурной коммуникации)", "Условия успешной коммуникации", "Искусство анализа художественного текста", "Русский язык в диалоге культур", "Информационная культура и сетевой этикет школьника", "Основы журналистского мастерства", "Основы дизайна", "Проблемы экологии", "Вопросы менеджмента и маркетинга" и др. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Требования к содержанию элективных курсов: • построение курса должно позволять в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне традиционное натаскивание. • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал сточки зрения образовательной перспективная учусь в социально - гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет.) • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации, иметь социальную и личную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся. • по возможности курсы должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию». • содержание курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения, • программа курса может состоять из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти(полугодии) на занятия по другому элективному курсу. При разработке программы элективного курса необходимо: • проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля; • определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса; • определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля; • разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них; • выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся; • выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе; • продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса; • определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения курса; • продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы кура: проект, реферат, выступление и т.д. • продумать, какие образовательные продукты будут созданы Элективный курс "Электротехника" Образовательной областью данного элективного курса является предмет электротехника. Предметом изучения – профессии электротехнического профиля.Целью курса является ориентация будущих выпускников школы на профессии электротехнического профиля. Программа предназначена для выполнения следующих задач:– получение знаний по электротехнике;– приобретение умения чтения электрических схем;– овладение учащимися умением монтажа электрических цепей;– овладение навыками работы ручным электромонтажным инструментом;– приобретение навыков пользования электроизмерительными приборами;– получение информации о профессиях электротехнического профиля. Данный элективный курс отличается от курса электротехники, который изучают в рамках курса физики, следующими критериями: а) более глубокое изучение разделов физики, посвященные электродинамике и электромагнитным явлениям;б) практическая направленность и занимательность при изучении тем;в) получение навыков работы с электромонтажными инструментами и измерительными приборами;г) знакомство с материалами и арматурой, используемыми в электротехнике;д) получение информации о профессиях электротехнического профиля. - словесный метод обучения - рассказ, беседы, фронтальный опрос, объяснение, устный инструктаж. - практические методы обучения – демонстрация приемов электромонтажных работ, технологии ремонта электроприборов, изготовление макетов электрифицированных устройств, чтение и составление электрических схем. Практическая работа составляет 80% всего учебного времени. методы обучения Срок реализации программы курса – 1 год, продолжительность – 56 часов,Возраст учащихся – 9-11-е классы Ожидаемые результаты курса: - ориентация учащихся на профессии электротехнического профиля;- приобретение практических навыков электромонтажных работ;- углубление теоретических знаний по электротехнике. Собеседование, практ. работа 1 1 Итог 9 Собеседование, практ. работа 3 1 Электропривод 8 Собеседование, практ. работа 3 1 Элементы автоматики 7 Собеседование, практ. работа 5 1 Бытовые нагревательные приборы 6 Собеседование, практ. работа 8 2 Осветительная сеть 5 Собеседование, практ. работа 11 1 Бытовая электроарматура 4 Собеседование, практ. работа 8 2 Электрические цепи 3 Собеседование, практ. работа 5 1 Электромонтажные работы 2 собеседование 1 1 Вводное занятие 1 Форма подведения итогов Практ(час) Теория(час) Название темы № Учебный план Лампа накаливания и электрический патрон. Электрическая вилка и выключатель. Монтаж и подключение электрического патрона, вилки и выключателя. Осветительные приборы – светильники. Изготовление однолампового светильника. Бытовая электроарматура 4 Напряжение, сила тока, сопротивление, закон Ома. Источники тока. Электрическая цепь, условные обозначения, электрическая схема. Последовательное и параллельное соединение потребителей. Составление принципиальной схемы и сборка по ней электрической цепи. Элетроизмерительные приборы –АВОметры. Поиск разрывов цепи пробником. Проведение измерений АВОметром. Изготовление электрифицированной игрушки (макет) Электрические цепи 3 Инструменты для электромонтажа, виды проводов, изоляционная лента, изоляционные трубки. Электромонтажные работы, виды монтажа .Требования правил безопасности труда при выполнении электромонтажных работ. Пайка, электропаяльник, припой, флюс. Монтаж проводов скруткой, пайкой, винтовым соединением. Электромонтажные работы 2 Человек и электроэнергия. Действие электрического тока на человека. Правила безопасности работы ручным инструментом и электробезопасности. Защитные средства от поражения электрическим током. Организация рабочего места. Вводное занятие 1 Содержание темы Раздел темы № Содержание занятий Тест Итог 9 Электродвигатели, коммутационная аппаратура, схемы подключения электродвигателей. Электрический транспорт, электроподъемные механизмы – краны, лифты. Ознакомление с профессией электромеханика. Электропривод 8 Электромагниты, их применение. Реле, принцип действия, устройство, применение. Устройство и ремонт электрического звонка. Элементы автоматики 7 Назначение, устройство, эксплуатация и ремонт электронагревательных приборов. Ремонт утюга, электроплитки. Бытовые нагревательные приборы 6 Понятие об однофазном и трехфазном токе. Электроснабжение жилых домов. Электрическая сеть квартиры. Провода, предохранители и изоляторы осветительной сети. Ответвления проводов, монтажные коробки. Электрическая розетка - устройство, монтаж и подключение розетки. Однофазный электрический счетчик. Ознакомление с профессией электромонтера. Осветительная сеть 5 Элективный курс «Техника в крестьянском хозяйстве» 9 класс переход к техническому творчеству. При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся. Деревообработка