Презентация Суицид. Профилактика и выявление суицидального поведения у детей и подростков


Устьянцева С.Г., заместитель директора МОУ КСОШ «Радуга» «Суицид. Профилактика и выявление суицидального поведения у детей и подростков»2017 год Повышение уровня психологической компетентности приемных родителей по вопросу профилактики деструктивного поведения детей и подростков.Цель: Человеку даруется жизнь.Перед ним открывается вечностьНаходясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать.Он узнает и познает мир.Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования.Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.Не понят, не принят, отвергнут.И всего этого много, много и невыносимо тяжело.Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.Отчаяние тяготит,  и он принимает решение, не найдя выхода он…Стоя перед пропастью, он делает шаг,  и Вы, Вы шагаете вместе с ним.Он ушел, он…а Вы…Вы остались. (пауза) Суицид (в узком, медико-биологическом смысле) – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Самоубийство — вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения, включающий злоупотребление алкоголем, наркотиками, перееданием  и «спорт высокого риска». Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.( . Самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире. В настоящее время Российская Федерация занимает 2-е место,  по уровню завершенных самоубийств, 1- по числу самоубийств среди подростков . За последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. По словам Павла Астахова, в России ежегодно происходит более 4 тыс. попыток самоубийств среди подростков. Около полутора тысяч из них – завершенные. В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли . 70% суицидов совершают психически здоровые дети. В 9-10 лет больше суицидов совершают мальчики, с 16 до 18 лет — девочки, возраст 13-14 лет одинаково опасен как для тех, так и для других. Подавляющее большинство самоубийств в возрасте до 10 лет дети совершают из-за жестокого обращения с ребенком в семье, игнорирования его как личности. В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.Актуальность темы   Аффективное суицидальное поведениеСуицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев -  затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинный суицидНикогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают. Демонстративный суицид Это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Три вида суицида:   32% - обида; 30% - протест ; 38% - одиночество, стыд, недовольство собой.Основные мотивы детского суицида: Две категории суицидентов: лица с низким уровнем социализации, неумение и нежелание строить свое поведение в соответствии с социальными нормами, невысокий социальный статус, агрессивная ориентация; люди с высоким социальным статусом, социально-психологическая дезадаптация в переживании сложных конфликтов, декомпенсация и астенизация. Несформированное понимание смерти.Несчастная любовь, разрыв романтических отношенийБеременность девочек (боязнь признаться родителям, страх перед будущим)Смерть любимого или близкого человекаПотеря "лица»Проблемы и конфликты в семье. РазводСлишком жесткое воспитаниеКонфликты с учителями, боязнь ЕГЭ. Давление в школе .Неуспешность в учебеДавление родителейФизическая непривлекательность .Одиночество .Унижение. ОдеждаСтрах перед будущим. Потеря смысла жизниСпецифические расстройства психического развития ребенка (ММД, гиперактивность) , психопатологические синдромы (аутизм, депрессия, психопатия и другие) , социальный интеллект (IQ 90) , тревожнодепрессивные расстройства , инфантилизм Причины детского суицида: Роль семьи в формировании суицидального поведения   Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника.  Семейные факторы риска суицидального поведения детей:  развод родителей; смерть близкого человека; конфликты с родителями; завышенные ожидания родителей от ребенка; отсутствие внимания и заботы со стороны родителей; жестокое обращение с ребенком в семье; отчужденность в детско-родительских отношениях. Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем:  в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга; ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем; мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием; не проявляется интереса к досугу ребенка; отсутствует доверительный диалог; отношения между родителями характеризуются конфликтностью. Анализ уголовных дел и проверок, проведенных Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62 % всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослого, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника.  Для младшего школьного возраста:заметное ухудшение школьной успеваемости ;выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, вечером ложиться спать, утром – вставать ;нежелание участвовать в совместных занятиях ;гиперактивность, нервные тики или постоянные движения, или наоборот апатия и общее снижение активности ;постоянные ночные кошмары ;провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше одного месяца) ;частые смены настроения .Признаки , которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка: Для детей среднего и старшего подросткового возраста:изменение школьной успеваемости;употребление алкоголя, наркотиков, курение ;изменения в режиме сна и питания ;частые жалобы на различные боли и общее недомогание ;одержимость вопросом своего веса (особенно у девочек);противопоставление себя власти других людей, выражающееся в актах воровства, вандализма ;пессимизм, депрессивность, плохой аппетит;частые проявления жестокости, агрессивности . Чтобы точно установить проблему и получить консультацию, вы можете обратиться к школьному психологу или районному психиатору.Признаки которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка: ранние попытки к суициду;суициды в семье или в окружении друзей;алкоголизм, хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;хронические или смертельные болезни;тяжёлые утраты, семейные проблемы;психические заболевания ( неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением; шизофрения).Восприимчивы к суициду подростки , которым присущи факторы: Словесные признаки Поведенческие признакиСитуационные признаки ранние попытки к суицидуПризнаки готовящегося самоубийства : Подростки часто говорят о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике ). Делают намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”. Шутят на тему самоубийства. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах. Словесные признаки Подросток социально изолирован.( не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным).Живет в нестабильном состоянии. (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема).Ощущает себя жертвой насилия. Перенес тяжелую потерю. Слишком критически настроен .Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи.Ситуационные признаки : Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. Демонстрируют радикальные перемены. Начинают себя вести непривычно. Вспышки гнева у импульсивных подростков. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии.Поведенческие признаки Специфика суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.Влечению к смерти в острой форме подвержены 1,3% - 10 – 11-летние подростки,1,9% - 12 – 13-летние подростки,2,7% - 14 – 15-летние и4,5% - подростки в возрасте от 16 до 18 летВозрастные особенности суицидального поведения детей и подростков: выраженное чувство долга, обязательность;концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.наличие актуальных жизненных ценностей, целей;проявление интереса к жизни;привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства ;безразличие к психоактивным веществам.Позитивные факторы, снижающие риск суицидального поведения у подростков: Главным для подростка со стороны семьи является Любовь ДовериеПониманиеПоддержка Рекомендации родителям :Помочь ребенку найти компромисс души и тела.Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков, критику свести до минимума.Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.Не перегружайте ребенка опекой и контролем.Демонстрируйте взаимное уважение.Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Успехов Вам, уважаемые родители!