Психолого-педагогическая  профилактика  социально-негативного поведения детей и подростков


Психолого-педагогическая профилактика социально-негативного поведения детей и подростков Могилова Инна Валериевна, методист МБУ ДПО «ИМЦ»МБУ ДПО «ИМЦ» Истоки профилактической деятельности заложены еще с античных временТермин «профилактика» происходит от древнегреческого слова prophylaktikos — предохранительный. Впервые о необходимости предотвращения того или иного неблагоприятного явления упоминается в трудах древних философов (Сократ, Эпикур, Посидоний и др.). Предотвращение заболеваний связывали с соблюдением правил личной гигиены (Гиппократ, Патанджали и др.).Параллельно с профилактической медициной развивается профилактическое направление в юриспруденции. В юридических науках истоки также исходят из древних времен и связаны с предупреждением преступлений. Выделение профилактики в середине XX века в отдельное направление деятельности является заслугой Всемирной организации здравоохранения Профилактика - система социальных, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение развития заболевания путем устранения причин и условий их возникновения, на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.первичная - охватывает здоровых людей, включает работу с потенциальной группой риска, устранение неблагоприятных факторов и повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов; вторичная - направлена на лиц с уже сформированным поведением риска, включает в себя меры по изменению сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов; третичная - включает меры по предотвращению рецидивов у лиц с уже сформировавшимся отклоняющимся поведениемВиды профилактики: Задачиформирование психологически безопасной образовательной среды (эмоциональная и интеллектуальная),формирование у учащихся жизнеутверждающего психологического состояния и способности не быть зависимыми от всякого рода деструктивных манипуляций, обмана, влияний со стороны окружающего мира. Задачиформирование представления о здоровом образе жизни,формирование у учащихся умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность.формирование ответственности у подростка за свои действия.формирование устойчивого развития личности формирование здоровых взаимоотношений с миром, обществом, самим собой какфактором, влияющим на здоровье, организацию здорового досуга Классификация видов профилактики нашла свое отражение в основных подходах, сложившихся в процессе ее развития и используемых в профилактической деятельности специалистов сегодняшней системы образованияинформационный подход (основан на предоставлении информации о негативных факторах, влияющих на состояние здоровья человека); социальный подход (основан на роли социальных факторов, обосновывает необходимость работы с социальным окружением); подход, основанный на формировании жизненных навыков (повышение устойчивости к различным социальным влияниям, формирование индивидуальной компетентности, личностных и социальных навыков); подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении (включение ощущений, переживаний индивида, формирование навыков их распознавания и управления); подход, основанный на альтернативной деятельности (задействуются разные модели поведенческой альтернативы); подход, основанный на укреплении здоровья (опора делается на личный выбор и социальную ответ­ственность); интегративный подход (комбинирующего разные варианты). Основные направления работыРабота с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска»;работа с детьми девиантного поведения.Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактическойработы, организационно-методическая профилактическая работа.Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблемедевиаций; работа с конфликтными семьями; психолого-педагогическая поддержка семей. Условиями эффективности профилактической работы - своевременная диагностика подверженности школьника негативному влиянию субкультуры,- выявления уровня социально-психологической адаптированности и факторов риска;- оценка и анализ личностных особенностей детей и подростков;- осуществление системного психологического сопровождения, включающего комплексную работу с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом школы;- проведение просветительской, коррекционно-развивающей и консультативной работы с учащимися, направленной на формирование уверенности в себе и устойчивой положительной самооценки. Формы профилактики девиантного поведения Программа социально-педагогической профилактики негативного влияния- обучение средствам самопрезентации, самопознание и самовыражение,- обучение способам адекватного выражения эмоций и чувств,- формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе,- развитие коммуникативных навыков, формирование навыков ответственного поведения и умения прогнозировать последствия своих поступков,- работу с семейными отношениями,- развитие способности противостоять негативному влиянию группы. Школьная служба медиации и примирениясоздание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп .формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников педагогического процесса.повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении. Функции школьной службы примирения1. Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе;2. Образовательная - повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов;3. Воспитательная (стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений);4. Профилактическая (предотвращение конфликтов) Основные направления деятельности служб школьной медиациипроведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Заслугой Всемирной организации здравоохранения в профилактике также является классификация ее предметаС 1948 года ВОЗ координирует пересмотры Международной классификации болезней, включающей наряду с другими заболеваниями и социально значимые. В 2004 году Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден перечень социально значимых заболеваний («Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» от 01.12.2004 № 715). Социально значимые заболеваниятуберкулез; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением; злокачественные новообразования; сахарный диабет; гепатиты В, С; психические расстройства и расстройства поведения; инфекции, передающиеся половым путем;болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) Профилактическое образованиеВ 2001 году ЮНЕСКО вводит понятие профилактического образования, в основные задачи которого положены: пропаганда и защита подрастающего поколения от угроз социально значимых заболеваний, прежде все ВИЧ-инфекции, снижение риска к их уязвимости.Под профилактическим образованием понимается - предоставление возможности обучения всем людям для повышения уровня знаний, приобретения навыков и умений, изменения жизненных ценностей и установок, которые позволят ограничить распространение социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции. Единство профилактического пространстваНеобходимость создания единой модели деятельности в области профилактики социально значимых заболеваний.Организация профилактической деятельности через формирование ценности здоровья у детей и молодежи, личной ответственности за свое поведение, обусловливающее неприятие употребления психоактивных веществ и рискованного поведения. Основополагающие идеи организации эффективного профилактического образовательного процесса:объединение всех направлений профилактического влияния с позиции формирования здорового образа жизни, формирования ценности здоровья у всех субъектов профилактики;целостный подход к человеку, смещение на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;соотношение субъективных и объективных факторов в становлении и развитии личности;приоритет потребностей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных особенностей обучающихся;обеспечение психического и психологического здоровья детей, организация психологической помощи различным контингентам обучающихся;формирование и развитие потенциала личности на основе отношений понимания, доверия, любви и творчества;самоопределение, самоактуализация и самореализация через сотрудничество взрослого и ребенка;создание условий, обеспечивающих личностный рост как развитие ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Направления профилактического образованияповышение уровня знаний целевых групп по проблеме первичной профилактики ВИЧ-инфекции; формирование устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни, неприятие отклоняющегося поведения (прежде всего, аддиктивного), формирование навыков противодействия рискованному поведению; дополнительная психологическая работа с целевыми группами, требующими особого внимания: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети и подростки с отклонениями в поведении, дети-инвалиды, дети, затронутые ВИЧ-инфекцией и др.); одаренные дети Системный подход - предусматривает рассмотрение данного процесса с точки зрения комплексной системы. Необходимость рассмотрения процесса профилактического образования в единстве со средой. Комплексный подход - решение задач различными средствами и технологиями с использованием психологических, педагогических, медицинских, социологических и иных аспектов. Компетентностный подход используется для определения набора необходимых компетенций специалистов, участвующих в процессе профилактического образования. Личностно-ориентированный подход – обусловлен необходимостью учета индивидуальных особенностей целевых групп.Основные подходы Основные принципыПринципы опережающего (превентивного) сопровождения. С этих позиций объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной ситуации.Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Основные принципыПринцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о негативных проявлениях в поведении; социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ответственного поведенияпсихологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Основные принципыПринцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.Принцип легитимности - профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.Принцип соблюдения прав человека - профилактические действия не должны нарушать права и свободы человека. Основные принципыПринцип комплексности - предполагает согласованность взаимодействия: на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.); на ведомственном уровне - органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих профилактическую деятельность в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.); на уровне государственных, общественных и международных организаций. Профилактические программыПрофилактическая деятельность в образовательных организациях основывается на базовых принципах: Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде (2006 г.), Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (2011 г.), которые подразумевают формирование у детей и молодежи ценностей семейной жизни, здорового образа жизни, законопослушности, уважения к личности, государству, окружающей среды, неприятие употребления психоактивных веществ и неприятие рискованных форм поведения. Изучение состояния профилактического образования в субъектах РФ, показало, что в образовательных организациях реализуются обучающие профилактические программы, созданные как российскими и зарубежными учеными, так и разработанные специалистами регионов самостоятельно. Среди обучающих программ, созданных международными организациями и адаптированных институтами Российской академии образования чаще всего в образовательных учреждениях регионов используются «Навыки жизни», «Полезная привычка», «Полезная практика: реальные альтернативы».Профилактические образовательные программы, реализуемые в образовательных организациях регионов, носят, как правило, комплексный характер и направлены на профилактику алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, отклоняющегося поведения. Профилактические программы Профилактические программыПри реализации профилактических программ широко используются активные формы обучения:дискуссии, рассмотрение конкретных ситуаций,ролевые и деловые игры, тренинги и др. Продолжительность реализуемых в образовательных организациях программ варьирует в значительных пределах от 1,5 до 144 часов. Целевыми группами, на которые призваны воздействовать проводимые программы, являются в большей части обучающиеся, и в меньшей степени педагоги и родители. В рамках системы воспитательной работы образовательных организаций обязательным является проведение тематических классных часов по вопросам профилактики социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, злоупотребления ПАВ, инфекций, передающихся половым путем; вопросам полового воспитания. Повышение уровня знаний специалистов, участвующих в профилактической деятельностисоздание в образовательной организации органа межведомственного взаимодействия (например, психолого-медико-педагогический консилиум)прохождение курсов повышения квалификации в области профилактики социально значимых заболеванийвхождение в состав профессиональных сообществ, ассоциаций и т.д. Необходимость межведомственного взаимодействия специалистов обусловленаразобщением деятельности специалистов и представителей разных организаций (участвующих в профилактическом образовании, в том числе из других организаций, например, представителей общественных организаций, волонтеров, представителей религиозных конфессий и т.д.);искажение информации некоторыми специалистами при изложении вопросов, не входящих в их компетенцию;необходимость консолидации усилий разных специалистов для создания единого профилактического пространства Специализированные страницы на сайте cipv.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!