презентация по дошкольной педагогике Особенности педагогической деятельности, её структура, ценностные ориентации


Особенности педагогической деятельности, её структура, ценностные ориентации Шубина Ольга Геннадьевна, директор НОУ СПО «Колледж Экономики и Права» «Государство живет так, как учит, а учит так, как живет» Образование - общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций, определенных объема и сложности (Закон РФ «Об образовании») Целостный учебно-воспитательный (образовательный)процесс – это единый, взаимосвязанный, взаимозависимый и взаимообусловленный внутренними связями,необходимый и временный процесс обучения и воспитания, целью которого является возникновение субъектаПедагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Образовательный = педагогическийпроцесс процесс ребенок организатор и руководитель усилия взаимодействиями с детьми Блок подготовительной работы Блок организации и осуществленияпрограмм Блок результатов,контроля, коррекциидеятельности,развития систем осмысление общественной цели анализ состояния системы анализ условий планирования деятельности формированиеконкретнойпедагогической цели выдвижение общих, частных, перспективныхцелей;организациявоспитательнойдеятельности знакомство и осмыслениецелей, привнесение ихв личностный контекст;организация личнойдеятельности разработка программы деятельности деятельность воспитателя деятельность воспитанника Структура целостного педагогического процесса Закономерности педагогического процесса (по И.П.Подласому)1.Закономерность динамики (чем выше промежуточные достижения ребенка, тем выше конечный результат)2.Закономерность развития личности (уровень развития личности зависит от наследственной воспитательной и учебной среды)3. Закономерность управления процессом4.Закономерность стимулирования(продуктивность труда педагога зависит как от внутренних стимулов-мотивов учебно-воспитательной деятельности, так и от внешних – общественных, педагогических и моральных)5. Закономерность единства чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения осмысленного6.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.7.Закономерность обусловленности(результат обусловлен потребностями и возможностями общества и личности). Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности (Психологический словарь).Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие воспитателя на воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие. структурныефункциональныесубъект и объект - гностическая деятельность педагогического воздействия (исследовательская)предмет их совместной деятельности - проектировочная деятельностьцели обучения - конструктивная деятельностьсредства педагогической коммуникации - коммуникативная деятельность - организаторская деятельность Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;советчика, если использует осторожное уговаривание;просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами. Профессиограмма (от лат. Professio-специальность, Gramma-запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику. (документ в форме словесного, описательного, знакового алгоритма, видеофильма, компьютерной программы) профессиональные требования к воспитателю общегражданские качества качества, определяющие специфику профессии педагога специальные ЗУНыпо методикам Педагогические способности(по А.И.Щербакову) Дидактические(способность передавать детям учебный материал) Конструктивные(способность построения предстоящих занятийтаким образом, чтобы вызвать у детей эмоциональный,интеллектуальный и практический отклик Экспрессивные(умение педагога ярко и образно выражать свои мысли с помощью слова) Перцептивные(способность проникать во внутренний мир) Коммуникативные(способность к образованию межличностных отношений) Мажорные(оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать образовательный процесс,предупредить конфликт, снять напряжение) Организаторские(умение мобилизовать детей на решение той или иной задачи) Психограмма психологический «портрет» профессии, представленный комплексом психических качеств личности, требуемых для эффективного выполнения своих служебных обязанностей. Психологические черты личности как индивидуальности-сильный, уравновешенный тип нервной системы-тенденции к лидерству-уверенность в себе-требовательность-добросердечность-отзывчивость-гипертимность Педагогв структуре межличностных отношений-преобладание демократического стиля общения-умение гасить конфликты-нормальная самооценка-стремление к сотрудничеству-нулевой уровень изоляции в коллективе Профессиональные черты личности воспитателя-широкая эрудиция и свободное изложение материала-умение учитывать психологические возможности детей-темп речи, четкая дикция, общая и специальная грамотность-элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты-мгновенная реакция на ситуацию, находчивость-умение четко сформулировать конкретные цели-умение организовать детей Профессионально значимые качества личности воспитателя (по В.П.Симонову) Доминантные качества Социальная активностьЦелеустремленностьУравновешенностьЖелание работать с детьмиСпособность не теряться в экстремальных ситуацияхОбаяниеЧестностьСправедливостьСовременностьГуманностьЭрудицияПедагогический тактТолерантностьПедагогический оптимизмПедагогический долг самоотверженностьАвторитетностьНЕПРЕРЫВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООБРАЗОВАНИЯ Профессиограмма воспитателя дошкольного учрежденияI. Общие сведения о профессии1.Возникновение профессии2. Смежные профессии3. Перспективность роста квалификацииII.Характеристика процесса трудаСанитарно-гигиенические условия труда1.Режим труда и рабочий ритм2. Медицинские противопоказания3.Профессиональные заболеванияIII.ПсихограммаIV.Сведения о профессиональной подготовке СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!