Презентация по русскому языку Обучающее сжатое изложение (Подготовка к ОГЭ)


Подготовка к ОГЭ по русскому языку.Обучающее изложение.Подготовила и провела учительрусского языка и литературыТихомирова Т.В.ОГКОУ Шуйский детский дом-школаАпрель 2015 г. I часть. Подготовительная.Какое изложение называют «сжатым»?Назовите приёмы сжатия (компрессии) текста.Что такое микротема?Краткое изложение исходного текста. Передается только основная информация, подробности исключаются.1. Исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей;2. обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения;3. сочетание исключения и обобщения.Тема отдельной части изложения. Как правило, их бывает в тексте 3 – 4.Что такое «ключевые слова»?Важные для понимания смысла предложения и текста слова и словосочетания.



Алгоритм написания сжатого изложения.Прослушайте текст, определите тему текста (о чем текст?);сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст? ради чего написан?)разбейте текст на части, составьте план текста;определите микротему каждой части;найдите ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;подумайте, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;обдумайте средства связи между частями текста;запишите сокращенный (сжатый) текст. II часть. Прослушивание текста.III часть. Работа над содержанием текста.К какому типу речи относится текст? (Рассуждение).Определите тему текста. (Грубость в языке).Сформулируйте основную мысль текста. (Грубость в языке – признак невоспитанности). Разбейте текст на абзацы. (3)В каждой части найдите ключевые слова:грубость в языке; признак невоспитанности, жестокости; сильный человек; благородство и великодушие; нужно учиться хорошей речи; речь- важнейшее свойство личности.Сформулируйте микротему каждой части.Прослушайте текст второй раз.


Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённостичеловека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.Какой приём сжатия можно использовать в этой части?Определите микротему абзаца? Исключаем второстепенную информацию Грубость в языке и в поведении человека свидетельствует о его слабости, а не о силе. Это является признаком невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.Какой приём сжатия можно использовать в этой части? Определите микротему абзаца? Обобщение единичных явлений и фактови исключение второстепенной информации. По-настоящему сильный и уравновешен-ный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться (грубить). Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово (каждое наше дурное дело) отражаются на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».Какой приём сжатия можно использовать в этой части?Определите микротему абзаца? Обобщение единичных явлений и фактов Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! (Это трудно, но очень нужно!). Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Критерии оценки изложения.№ Критерии оценивания сжатого изложенияБаллыИК1Содержание изложенияЭкзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 12Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему1Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы0ИК2Сжатие исходного текста.Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста3Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста2Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста1Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста0 Критерии оценки изложения.ИК3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложенияРабота экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста2Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста1В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста0Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК37 Желаю успеховв работе!