Презентация к уроку развития речи по теме Сжатое изложение с элементами сочинения о выборе профессии


Сжатое изложение с элементами рассуждения о выборе профессии Учитель Лобанова Ольга МихайловнаМБОУ СШ №45 города УльяновскаЕГЭ Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста;продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;развивать творческие способности учащихся;раскрыть важную проблему выбора будущей профессии. Цели и задачи Дмитрий Сергеевич Лихачёв(1906-1999) Известный российский филолог, культуролог, искусствовед, академик Российской Академии наук, публицист, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры.«Письма о добром и прекрасном» - это письма, адресованные всем молодым читателям, сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Определите тип речи текста.Каков его стиль?О чём текст? Какова тема этого текста?Какова главная мысль этого текста?Какими способами можно сжать информацию? Работа с текстом 1. Исключение:• исключение повторов;• исключение одного или нескольких из синонимов;• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;• исключение фрагмента предложения;• исключение одного или нескольких предложений. 2. Обобщение:• замена однородных членов обобщающим наименованием;• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение:• слияние нескольких предложений в одно;• замена предложения или его части указательным местоимением;• замена сложноподчинённого предложения простым;• замена фрагмента предложения синонимичным выражением. Способы сжатия текста Определите тип речи текста.Каков его стиль?О чём текст? Какова тема этого текста?Какова главная мысль этого текста?Какими способами можно сжать информацию? Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.В каждой части текста выделите главное, найдите ключевые слова, отберите существенную информацию.Составьте тезисный план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему. Работа с текстом Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых. В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ) Работа с текстом Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых. В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ) Работа с текстом Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых. В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ) Работа с текстом Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых. В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. (по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ) Работа с текстом Главное для каждого человека должно быть добрым и значительным, для этого человек должен уметь подниматься над своими повседневными заботами.Надо уметь жить для других людей. Только люди, служившие другим, остаются в памяти.В жизни надо иметь своё дело. Счастья достигнет тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе. План изложения Согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачёва о главной цели своей жизни? (свой ответ аргументируйте). Напишите сжатое изложение по проанализированному тексту в черновик. Автор презентации Лобанова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №45 города Ульяновска.