Презентация к уроку развития речи в 5 классе Сжатое изложение. Перо и чернильница (к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова)


Сжатое изложениеПеро и чернильница (упр. 513) Цель урокаНаучиться использовать приёмы сжатия текстаНаучиться выделять главную мысль текстаНаучиться грамотно строить речевые высказывания Как работать над сжатым изложениемВнимательно прочитать текстВыделить основную мысльСоставить план текстаНайти самые важные предложения в текстеЗаписать текст сжато (60 слов) Притча – краткий иносказательный рассказ поучительного содержания План1. Первый диалог внука и деда2. Попытки Серёжи «добыть» сказку3. Второй диалог внука и деда4. Заключение о притче деда Главные мысли каждой части1. Первый диалог внука и деда: «Откуда ты сказки берёшь?»2. Попытки Серёжи «добыть» сказку: «А сказка не зацепляется»3. Второй диалог внука и деда: «Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь»4. Заключение о притче деда: «Дедову притчу запомнил» Приёмы сжатия текстаУпрощение (пересказать диалоги своими словами)Исключение (опустить детали, подробности, повторы)Обобщение (обобщить предложения с однородными членами, оставить самые главные предложения) Примеры сжатия текста1 часть Как-то Серёжа спросил у деда, откуда тот берёт сказки. Дед ответил, что достаёт их из чернильницы. Примеры сжатия текста2 часть Серёжа поступил в школу, научился писать, попробовал из чернильницы сказки добывать, но сказка не зацепляется. Примеры сжатия текста3 часть Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: - Придёт время, научишься, если не только собой будешь занят. Примеры сжатия текста4 часть Не всё понял Серёжа, а дедову притчу запомнил, другим пересказал. Удачи вам в написании изложения!