Презентация к уроку Наблюдение над текстом на уроках русского языка. Урок-исследование .Сказка Колобок.


Наблюдение над текстом на уроках русского языкаурок - исследованиеСказка «К О Л О Б О К» Цели и задачи урока-наглядное изучение логики языка, его грамматических законов через наблюдение над текстом , в котором языковые явления сосуществуют , находятся в гармоническом единстве;-учить определять лексическое значение простых слов , подбирать близкие и противоположные по смыслу слова , различать прямое и переносное их значение;-формировать абстрактное мышление, учить воспринимать слово, мысль как устойчивую конструкцию;-устанавливать связь слов в предложении;-формировать у детей представление о системе частей речи: самостоятельных и служебных;-формировать осознанное восприятия понятий «члены предложения» и «части речи». Лексика-Скажите , Что такое? Кто такой? КолобокКто? - герой сказки, что? – круглый хлеб,Старик Старый человек,мукаТолченые зерна пшеницы, ржи,сметанаПища, молочный продукт,сусекиСундуки для хранения хлеба,песенкаМелодия со словами,кустРастение.






-Замените слова близкими по значениюИспеки колобокПриготовь,Румяный колобокПоджаристый,Румяный малышРозовощекий,Горсть мукиКучка,Пригоженький колобокХорошенький.




-Замените слова словами с противоположным значениемПоднял уши опустилПокатился дальшеближеСтужёнподогретСметанаНет противоположного



Синтаксис Найдите главные слова. О ком говорится в предложении и что сказано об этом предмете?Жил старик со старухой.Старик жил.Старуха изжарила колобок.Старуха изжарила.Покатился колобок по дорожке.Колобок покатился.Я от дедушки ушёл.Я ушёл.



Работа с предложением на бумажной ленточкеПокатился колобок по узкой дорожке.Сколько слов ?5 словКолобок покатился по дорожке узкой.По узкой дорожке покатился колобок.

Определение основных словО ком говорится в предложении? О колобкеЧто сказано о колобке?ПокатилсяКолобок покатился – главные словаКакая наземная часть дерева является главной, основной?Ствол



Давайте представим наше предложение деревом и приклеим главные слова на ствол.Работа в тетради Сколько слов осталось?ТриЭти слова будут веточками.Посмотрим, к какому слову относятся оставшиеся слова, от каких слов они как бы отрастают.Приклеим слова к веточкам.


Давайте «разрастим» наше предложение-дерево.Ответьте на вопросы.Покатился как?Бодро, весело ,быстроКолобок какой?Непослушный , глупый, хвастливый


- Составьте предложение с дополненными словами.Непослушный колобок быстро покатился по узкой дорожке.
МорфологияНепослушный колобок быстро покатился по узкой дорожке.Сколько слов стало в предложении?семьЧто нарисовано на доске?ШкафчикТеперь мы будем слова из предложения раскладывать по ящичкам в этом шкафу


И. С. Посмотрите вокруг себя. Вы видите много предметов. Назовите слова, которыми эти предметы названы.Попробуйте назвать предметы, которые нельзя увидеть.Звук, радостьНайдите среди слов , лежащих на ваших партах, слова, называющие предметы.Колобок , дорожкеПриклеим эти слова в первый ящичек. В нем будут лежать слова названия предметов


И. П.По каким признакам мы отличим один карандаш от другого?Найдите слова, называющие признаки колобка и дорожкиНепослушный, узкойПриклеим эти слова во второй ящичек. В нем будут лежать слова- названия признаков предметов.

И. Ч.Сколько у меня карандашей?Слово три называет числоПосчитано ли, сколько было колобков, дорожек?Ящичек со словами – названиями чисел останется пустымМ.Закройте глаза. У меня за спиной он. Что это?Вместо какого слова я употребила слово ОН?Замените слова: колобок, лиса, тесто, дедуЕсть ли в нашем предложении слова, взятые вместо названий предметов, признаков предметов?Четвертый ящичек пуст.




Гл.Что они делают?Найдите слова – названия действий в предложенииПокатилсяПриклеим это слово в 5 ящичек. В нем будут жить слова – названия действий.Н.Как я пишу?Моё действие имеет разные признаки (ровно, криво).Найдите в предложении слово – название признака действия(покатился как?)БыстроВ 6 ящичке будут лежать слова- названия признаков действий. Приклейте слово Быстро.







Служебные словаКакое слово осталось на парте?ПоОно что – нибудь называет?НетКакое слово не могло обойтись без слова по?ДорожкеСлово по служит слову дорожке, значит оно служебное. Приклеим его в 7 ящичек. В нем будут лежать служебные слова.Когда мы расклеивали слова в схеме – деревце, мы смотрели, как слова между собой связаны в предложении.Когда мы расклеивали слова по ящичкам, мы смотрели, что слова называют.Выводы :





Урок подготовлен учителем начальных классов Харцызской специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков №26Донецкой Народной РеспубликиИвахненко Ольгой АлексеевнойВ уроке использованы: педагогическое наследие К.Д.Ушинского и методические рекомендации И.А.Горячёвой.Харцызск 2015г.