Презентация по логопедии на тему Логопедические рекомендации учителям начальных классов


Логопедические рекомендации учителям начальных классовУчитель-логопед: Захаревич Е.И. Дисграфия (дис – расстройство, графо - писать) – частичное нарушение письма.Виды дисграфий:Артикуляторно- акустическаяАкустическая Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезаАграмматическая Оптическая Дислексия (дис – расстройство, лекс - слова) – частичное нарушение чтения.Виды дислексий:ФонетическаяСемантическаяАграмматическаяМнестическаяОптическая Распевки и чистоговорки а – а – а, а – а – а - к маме мне идти пораа – а – а, а – а – а - вот пришла зимау – у – у, у – у – у - рыба плавает в прудуу – у – у, у – у – у - я на улицу хочуи – и – и, и – и – и - прилетели соловьии – и – и, и – и – и - обуваю сапоги та – та – та, та – та – та - хвост пушистый у котаду – ду – ду, ду – ду – ду - дети бегают в садуно – но – но, но – но – но – в нашей комнате темноза – за – за, за – за – за – начинается грозала – ла –ла, ла – ла – ла – у нас новая юла Игры и упражнения для развития фонематического восприятия «Поймай звук»«Что изменилось?»«Зашифрованное слово» Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи «Дополни мое предложение»«Угадай слово»«Животные и их детёныши» Развитие высших психических функций «Звонкое слово»«Найди все цифры по порядку» Усложнение «Корректурная проба» Формирование пространственного восприятия, оптико – пространственных представлений Графический диктант Лабиринт Зашумленные картинки Зрительно-моторная и слухо-моторная координация, мелкая моторика рук. «Телесные буквы»«Обведи букву»«Воздушное письмо» Если ребенок левша Специфические ошибки 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б—д, п—т, Е—3, а—о, д—у. 2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3.Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).4. При недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе – ошибки на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова. 5. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).6. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.7. Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву. Игры и упражнения для коррекции дисграфии и дислексии Развитие фонематического восприятия Игры со звуками «Добавь звук»Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К: Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, пар - … Какое новое слово получится, если добавить звук Т: Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, стар - … «Отними звук» Какое слово получится, если убрать первый звук: Косы – осы, крот - …, смех - …, шмель - …, зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - … «Кто больше?» В начале слова – сахар, слон, сумка; в середине – миска, мост, маска; в конце слова – овес, автобус, насос. «Чем отличаются слова?»«Придумай словечко»(Например, КО - кони, коты, колечко, молоко и т.д. )«Строители»(Например, кот – «к», «о», «т») Деление слов на слоги «Волшебники»«Собери слово»(например, лит, ка, у - улитка)«Найди слог»«Ударный слог» КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ Упражнение 1.один пень – два пня – пять пней. один олень - … - …: один щенок - … - …: одно дерево - … - …: одно ведро - … - …: одна доска - … - …: один львенок - … - …. Упражнение 2. Собери слово.ракп - …, …:уткс - …, … аршм - …, …: ткна - …, …: опст - …, …: алз - …, …, Упражнение 3. Исправь ошибки.Кругый стол, моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня.Упражнение 4.фартук краска струйка пальма костер кольцо стакан верблюд журнал ветер шляпа журавль портфель окно лодка фонтан Упражнение 5. Собери слово из слогов.муш, кор, ка; трол, бус, лей; ви, град, но; кар, ка, тош; ди, ста, он; ка, гуш, ля;ка, буш, ба Упражнение 6. Составь предложение.Бежал, широкой, по, улице. Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к. В, с, театр, дети, учителем, поехали. Старой, под, грелась, рысь, сосной. Связная речь. Лексика «Писатель» Составление рассказа «В школе»План:Как тебя зовут? В какой школе, в каком классе ты учишься? Как зовут твою учительницу?Какой твой класс? Какие уроки тебе нравятся? Какой твой любимый предмет? Устное сочинение. Опорные слова, словосочетания: 1. зима, снег 2. пушистое снежное одеяло 3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки 4. играют в снежки, слепить снеговика 5. большой, поменьше, друг на друга, пластилин, глаза, воткнули, надели, смешной 6. весело, горка, лыжи, санки Развитие пассивного и активного словарного запаса: тема «Строительные инструменты»: а) Назови слова, обозначающие строительные инструменты (клещи, тиски, молоток, ключ, напильник, ножовка и др.); б) Продолжи ряд слов – ПИЛА, ТОПОР, ДРЕЛЬ, … . В) Объясни, для чего нужен каждый инструмент: ПИЛА - … (инструмент для резки, распиливания чего-либо) и т.д. игра «Наоборот» длинный - …, низкий - …, холодно - …, кричит - …, день - …, сильный - … ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ Задание 1. КА ми та ЗЯ СУ ву ДО фи РЫ па ШО ЛА су ты бо де ри ЖУ дэ ха ку не КИ ку ПИ ма ча вы ДО де не ГО ЛО пи су ШИ МО му ТЕ ки ра ЦЕ зи ПЕ фы ЦУ се ха бо Задание 2. Длинное слово-короткое слово.КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП ЛЕТО КИТ КНИГА Задание 3. Спасибо за внимание!