Презентация к родительскому собранию Первые проблемы подросткового возраста


Первые проблемы подросткового возраста ‏Классный руководитель Зуева Н.И Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством. Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность… Ж.-П. Сартр Перестройка организма ребенка – половое созреваниеГраницы этого периода достаточно неопределенныПротекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослыхПодростковый возраст называют затянувшимся кризисом Подростковый возраст (11-15 лет)‏ Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Резко повышается интерес к своей внешности:Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимыеНепропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозуТяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность Новый образ физического «Я» Устойчиво проявляется рефлексивныйхарактер мышления: дети анализируют операции, которые онипроизводят, способы решения задач.Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачиСпособен на системный поиск решенийПроверять логическую эффективность подходов к решению новой задачиНаходить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задачРазвиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Новый образ интеллектуального «Я» В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция » Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Развитие самосознания Подражание взрослым Внешний обликМанеры Развлечения (поездки за город, дискотеки)‏Романтические отношения (свидания, записки) отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человекомЦентральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет)‏Особая форма самосознания, не жестко связанная с процессом полового созревания Чувство взрослости - В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взросломуВ стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Как проявляется чувство взрослости подростка? Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведенияПоявляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного» К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценкаВ дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых, но дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистичноУ младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной, они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другимиК концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувстваПримерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания Как развивается детское самосознание? Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастноПодросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы бытьЛичностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой Подростковая самостоятельностьСтремление к эмансипации от взрослыхОсвобождение от опеки взрослых, контроляРазнообразные увлечения – неучебные занятияУвлеченияПодростковый возраст без увлечения подобен детству без игрВыбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяетПотребность в самостоятельностиПознавательные потребности и др.Интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, лидерские, телесно-мануальные,накопительские, информативно-коммуникативные Подростковые реакции Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителямиВедущая деятельность в этот период – интимно-личностное общениеПодростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление«Счастье – это когда тебя понимают»Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же средеНеформальные группыВзаимная симпатияОбщие интересы, занятияСпособы развлечений, место проведения свободного времени Общение со сверстниками Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограниченоЦенностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителейДля подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.Контроль может быть принципиально различнымКрайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорнымРодители регулярно указывают детям, что им делатьПодросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваютсяПодросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителейРодители и подросток имеют почти равные права, принимая решениеПодросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет Родительский контроль Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностейАвторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно«Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подросткуГипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроляГиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстникамиПротиворечивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков Стили семейного воспитания Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркоманияПротивоправное поведениеСамоубийства К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:ИзолированностьОтсутствие понимания в семье и школеВстреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт Причины подростковых проблем разнообразныНеудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстникамиНедостаточная загруженность реальными делами и скукаЖелание утвердиться и выделитьсяПротест против существующих в обществе норм и правилПротест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь» Подростковые проблемы На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. 9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.15. У вас конфликты с собственным ребенком. За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получаете по 10 баллов. За каждые «не знаю» получаете по 5 баллов. Подсчитайте полученные очки. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка. ПОНИМАНИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ ТЕРПЕЛИВОСТЬ ДОБРОТА ПОДДЕРЖКА ЗАБОТЛИВОСТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБОВЬ Где любят нас - лишь там очаг родимый.Д.Н.Байрон