Педсовет «Урок: каким он должен стать сегодня?»


Педсовет «Урок: каким он должен стать сегодня?» Цель: собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и недостатки уроков в школе, обозначить ресурсы развития урока, определить дальнейшие направления деятельности в данной сфере. Факторы, влияющие на качество образования: динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы;объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования;взаимодействие школы с наукой;совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов. «Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его мировоззрения, его эрудиции» Карта анализа посещенных уроков Параметры анализа Средний балл из 10 (ср. школа) Параметры анализа Средний балл из 10 (ср. школа) Формулирование целей 6.1 Система опроса 7.1 Обеспечение мотивации 5.8 Применение современных технологий 5.5 Разнообразие ФОПД 5.9 Дисциплина 8.5 Включение каждого ученика в деятельность 6.9 Этика общения 8.1 Сотрудничество между обучающимися 4.8 Решение воспитательных задач 5.9 Сотрудничество учителя и обучающихся 7.3 Подведение итогов 6.4 Обеспечение контроля 6.4 Работа с тетрадями 5.4 Самоконтроль 4.5 Домашнее задание (место, пояснение) 4.9 Методы обучения 5.8 Наличие плана урока 5.6 Типичные недостатки в практике работы школы № Предложенные ресурсы урока % отдавших предпочтение 1 Информационный ресурс 41,2% 2 Ресурс образовательных технологий 33,3% 3 Инновационный ресурс 37,5% 4 Проектировочные ресурсы 33,3% 5 Учет потребностей учащихся 29,2% 6 Здоровьесберегающие ресурсы 45,8% 7 Совершенствование методических знаний и умений учителя 50% 8 Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение 33,3% 9 Более тесная связь педагогической практики с наукой 8,3% Пути решения проблем современного урока: № Пути решения проблем урока (по мнению педагогов нашей школы) % отдавших предпочтение 1 Более качественная подготовка к уроку 45,8% 2 Внедрение педагогических инноваций, технологий 25% 3 Более широкое использование ИКТ 16,7% 4 Углубление знаний детской психологии 8,3% 5 Доступ к сети Интернет 24,2% Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичноммире; должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Основные составляющие урока Цели и задачи урока Деятельность учителя и ученика Профессионализм педагога Педагогические технологии Содержание Современный урок Критерии и показатели Современная школа Традиционная школа 1.Интерес и мотивация Целенаправленно создается учителем Не создается 2.Целеполагание урока Цель урока согласуется в обсуждении с учениками Цель урока задается учителем 3.Характер учебных заданий Проблемный поисковый. Творческий Репродуктивный.по готовому алгоритму 4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем Сопоставимо Учитель говорит значительно больше, у учащихся преобладает слушание Критерии и показатели Современная школа Традиционная школа 5.Активность ученика на уроке Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера 6.Преобладание стиля общения«учитель-ученик» Диалогический Монологический(со стороны учителя0 7. Тип урока Урок-исследование, защита проекта, игровой урок урок-конференция и т.д. Традиционный урок 8.Психологич. климат урока Положительное эмоциональное воздействие, комфортность Напряженность, страх, смятение 9.Рефлексия урока Присутствует Отсутствует 10.Приёмы, методики, технологии преподавания Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания Типовые учебные планы и методики Непродуктивные приемы Сообщается только тема занятия, а цель и задачи не ставятся или ставятся нечетко.Выдача готовой инструкции.План урока (лекции) не сообщается или сообщается, но преподаватель ему не следует.Результаты работы не обсуждаются или обсуждаются наспех, выводы в конце занятия не делаются или делаются после звонка.Частое повторение информации одними и теми же словами, непрерывный монолог преподавателя.Ответы преподавателя на вопросы обучающихся нечеткие или они остаются вовсе без ответа.Однообразие способов представления информации, неиспользование или однообразие средств наглядности.Чрезмерная детализация информации Продуктивные приемы Четко формулируется тема, и ставятся цель и задачи.Обсуждение плана деятельности.Сообщаются тема и план урока (лекции), количество обсуждаемых вопросов — не более трех. Подробный анализ результатов работы, обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного.Материал не повторяет учебник, используется информация из других областей.Наличие четкой позиции преподавателя, свободное владение материалом, ответы на вопросы без привязки к конспекту.Информация предоставляется в том числе на языке формул, таблиц, диаграмм, образов; разнообразие средств наглядности.Свертывание, уплотнение информации Непродуктивные приемы Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем.Преподаватель сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос.Приемы познавательной деятельности не выделяются и не осознаются самим преподавателем.Даются только самые общие рекомендации: быть внимательным, стараться перечислять только номера задач и заданий.Отсутствие или однообразие приемов активизации деятельности или неумелое их использование.Преобладают фронтальные формы работы.Частые паузы в ожидании тишины. Деятельность носит репродуктивный характер. Активность преподавателя превышает активность обучаемых. Продуктивные приемы Проблемная ситуация ставится и решается совместно с обучающимися.Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии.Подчеркиваются приемы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации. Используются игровые ситуации, соревнование.Разнообразие приемов активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух и др.Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание.Организуется проблемно-поисковая деятельность.Стимулирование обучающихся к формулированию вопросов, активно работает большинство. Непродуктивные приемы Преподаватель проявляет раздражение, неудовольствие, использует нотации, редко хвалит учеников.Неэмоциональность преподавателя, пассивность. Подчеркнутая эмоциональная окраска всех высказываний.Недобрая, снисходительная насмешка.Частые замечания всей аудитории.Частые отступления, не связанные с темой занятия.Ограниченный набор воздействий на поведение, преобладание прямых воздействий.Организация поведения (дисциплины) в ущерб деятельности.Преобладание негативных оценок деятельности, поведения личностей.Перерывы в работе не соблюдаются Продуктивные приемы Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.Доброжелательность, юмор, шутка, улыбка. Умеренные жесты, мимика.Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.Замечания отдельным обучающимся.Отступления, органично связанные с темой занятия.Широкий спектр приемов воздействия на поведение, косвенное воздействие на него (изменение ситуации).Организация деятельности, а не поведения. Преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов.Соблюдение перерывов в работе Непродуктивные приемы Конкретная цель контроля отсутствует.Результаты контроля не обсуждаются.Необъективная оценка результатов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым). Критерии оценок заранее не сообщаются. Негативная оценка личности.Однообразие форм контроля.Полное отсутствие контролирующей деятельности или гипертрофия функции контроля (в ущерб обучению).Самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются.Преобладание отрицательных оценок Продуктивные приемы Каждый контрольный акт преследует конкретную цель.Обсуждение результатов контроля.Объективность оценочных суждений преподавателя. Требования к выполнению заданий, критерии оценок сообщаются заранее.Оценка результатов деятельности (а не личности). Преобладание положительных оценок.Разнообразие форм и приемов контроля.Индивидуализация контроля, организация его с помощью техники.Преобладание функции обучающей над контролирующей.Использование и поощрение самоконтроля и самооценки * Изменение представления учителя о современном уроке Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся * Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно! Традиционная дидактика Новая дидактика Ребята, давайте все вместе искать истину! Деятельность учителя Деятельность ученика СОвместная деятельность учителя и ученика Смоделированный оценочный лист современного урока Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим, если… 1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, в воспитательных событиях школы. 2. Создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого ученика. 3. Создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями. 4. Строить урок на применении проблемных методов, эвристических, рефлексивных. 5. Строить взаимоотношения субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовать групповые формы организации учебного прогресса. 7. Проектировать урок с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществлять на уроке его перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления. 6. Обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке. Современный урок –современный учитель... УчительСуетливый, крикливый Объясняет, объясняет, ждет Когда окончится эта пытка? Бедолага! Учитель – какой он?Синквейн Учитель – какой он?Синквейн Учитель Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Настоящий друг! Мастер. Учитель – какой он?Синквейн Учитель Душевный, открытый Любящий, ищущий, думающий Много идей - мало времени. Призвание. Учитель – какой он?Синквейн Учитель Мудрый, внимательныйПомогает, обучает, поддерживает. Учитель – наставник по жизни. Мудрость. Учитель – какой он?Синквейн Учитель Справедливый, творческий Учит, направляет, наставляет.Всегда помогает ученикам. Наставник. Учитель – какой он?Синквейн Учитель Справедливый, умныйПомогает, учит, объясняет. Школа – маленькая жизнь. Знания. Учитель – какой он?Синквейн Учитель Справедливый, творческий Учит, помогает, воспитывает.Очень важный человек в жизни детей. Друг. Вместо послесловия... «Школа- не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа –это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей». А А. Захаренко - народный учитель Все дети могут успешно учиться, если Проект решения педагогического совета На заседаниях ШМО, теоретических семинарах продолжить знакомство с инновационными идеями, новыми педагогическими технологиями, подходами в современном образовании.Углубить и активизировать работу педагогического коллектива по внедрению и использованию современных образовательных технологий.При проведении предметных недель и методических дней организовать «трибуну» передового педагогического опыта учителей школы.Администрации школы создавать условия для применения современных образовательных технологий.Рекомендовать руководителям школьных методических объединений провести мастер – классы по использованию современных образовательных технологий (председатели ШМО). Рецепт хорошего урока Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, злопамятности и злости. Разделите их на 5 (или 6) уроков, которые Вам приходится проводить каждый день.Добавьте в каждый свой урок:12 порций мудрости11 порций терпения10 порций храбрости9 порций работоспособности8 порций оптимизма7 порций преданности своему делу6 порций творчества5 порций доброты4 порции заботы о здоровье3 порции юмора2 порции такта1 порцию веры в каждого ученикаВ пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируется спокойствием и профессионализмом учителя. И хороших Вам уроков! Спасибо за внимание!