Семинар на тему: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»


Семинар на тему: «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг.
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление.И.В.Гёте
« Наберись смелости и сделай попытку!» «Образование: скрытое сокровище»Четыре столпа, на которых основывается образование:научиться познавать;научиться делать;научиться жить вместе;научиться быть.



Наши задачи:научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)


Основные виды УУДКоммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразованиенравственно-этическая ориентация целеполаганиепланированиепрогнозированиеконтролькоррекция оценкасаморегуляцияобщеучебные унив.д.знаково-символические д.логические унив.д. постановка и решение проблемысамоопределениевопросы общения









« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»Сухомлинский В.А. Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового стандартаОсновной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий




Не мыслям надо учить, а мыслить.Иммануил Кант
Б. ШоуЕдинственный путь, ведущийк знанию - это деятельность

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).С и н к в е й н Тип урокаЦелевое назначениеУрок первичного предъявления новых знаний   Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями   Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Урок применения метапредметных и предметных знаний Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности Урок обобщения и систематизации предметных знаний   Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) Урок повторения предметных знаний Закрепление предметных знаний, формирование УУД Контрольный урок Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи Коррекционный урок   Индивидуальная работа над допущенными ошибками Интегрированный урок Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете)  Практическая направленность изучения теоретических положений Урок решения практических, проектных задач Практическая направленность изучения теоретических положений Категория «деятельности» – система, нацеленная на результатМотивацияПробноедействиеЗатруднениеРеализацияпроектаСамоконтрольСамооценка





Элементы сравненияТрадиционный урокУрок в режиме деятельностного подходаФормулирование темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяПостановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание Учитель оценивает работу на урокеУчащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).4. Сколько учеников получили оценки (должны все).5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет). Сравнительные особенности традиционного и современного уроков{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОсобенностиТрадиционный«знаниевый»Современный«способностный»Цельформирование знаний, умений и навыковформирование УУДФункция учителяноситель информации,пропагандист знаний,хранитель норморганизатор сотрудничества,консультантПозиция ученикапассивное усвоение знанийактивностьналичие интересаХарактер и стиль взаимодействияавторитарностьмонологичностьдемократичностьдиалогичность {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОсобенностиТрадиционный«знаниевый»Современный«способностный»Формы организациивзаимодействияфронтальные индивидуальныепарныегрупповыеМетоды обученияиллюстративно-объяснительныепроблемныепоисковыеисследовательскиеВедущий тип деятельностирепродуктивныйвоспроизводящийпродуктивный творческийФормула обучениязнания – репродуктивная деятельностьпроблемная деятельность – рефлексия знаний 1. Целеполагание.2. Мотивация.3. Практическая значимость знаний и умений.4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся.5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.6. Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. 12. Рефлексия.13. Минимализация и вариативность домашнего задания. 14. Организация психологического комфорта на уроке. Требования к современному уроку Технологии реализации механизма СДПИнформационные и коммуникативные технологии.Технология, основанная на создании учебной ситуации.Технология, основанная на реализации проектной деятельности.Технология, основанная на уровневой дифференциации.Технология деятельностного метода. Технология деятельностного метода{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя1.Мотивация к учебной деятельностиСоздаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. 3. Выявление места и причины затрудненияОрганизует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя4.Построение проекта выхода из затруднения.Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.5.Реализация построенного проекта.Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.8.Включение в систему знаний и повторение.Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.9.Рефлексия учебной деятельности.Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Традиционный взгляд на урок1. Дом.задание: «Перескажи…»2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «По тексту определите …»4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»Проблемно-диалогическая технологияЦель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьмиРегулятивные УУДКоммуникативные УУД






Продуктивные задания – главное средствоРешению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?)Найди нужную информацию (текст, рис…)Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I= Почему корабли сделанные из железа не тонут?Перечисли основные свойства воды.=Личностные результатыПознавательные УУД






Технология критического мышленияЦель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни Характерные особенности:оценочность;открытость новым идеям;собственное мнение и рефлексия собственных суждений.Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута. Кейс-технологияЭто технология анализа конкретных ситуаций, в основе которой лежит имитационное моделирование, разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной деятельности (например, анализ явлений и объектов любой науки и практики, исследовательский проект, разнообразные статистические материалы, прогноз событий). При этом наблюдается ориентация на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты многих сфер деятельности (поэтому она весьма актуальна в профильном обучении). Эта технология с равной эффективностью может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Исследовательская технология обучения Подразумевает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Важно помнить, что педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. При этом учащиеся осваивают структуру учебного исследования (выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных, их анализ и синтез; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание отчёта).
Технологии игрового обучения В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).
Другие педагогические технологииИнформационная технологияАдаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парахПроблемно-развивающая технологияРейтинговая технологияТехнология модульного обученияТехнология коллективного способа обучения (авторская)Здоровье-сберегающая технологияЛичностно-ориентированная технология Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира.Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – я умею! У меня получится!Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.




Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны! ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?Решение за вами!