Презентация по обществознанию на тему Духовная сфера


наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей ДУХОВНАЯ СФЕРА лат. cultura – возделывание, обрабатывание Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Духовная жизнь общества Широкое понимание Узкое понимание Культура результат – вещи (артефакты) результат – символы Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими рукамиДуховная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. Функции духовной культуры ПознавательнаяОбразовательно-воспитательнаяИнтегрирующаяРегулирующаяСоциализирующая Первоначальное понятие культуры означало:все виды преобразовательной деятельности людей и ее результатысовокупность знаний, верований, искусства, морали и прававозделывание земливсе, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: образовательно-воспитательная интегрирующая регулирующая материально-производственная К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль Формы культуры НароднаяЭлитарнаяМассовая Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.В ней отражается менталитет народа.Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. фр. elite – лучшее, избранное Элитарная (высокая) культура Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство Массовая культура Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.Главной целью является получение коммерческой выгоды. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе Разновидности массовой культуры Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. внутренниеизменения историческиефакторы западная массоваякультура Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип»)Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культурыОриентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм…Засилье западной кинопродукции Раскрепощение сознания народаРасширение художественного творчестваПрекращение преследований представителей передовой интеллигенции Отрицательные последствия Положительные последствия Современная отечественная культура Какое суждение верно?:А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другуБ. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНАДОБРОКРАСОТА Специфика искусства Искусство отражает мир с помощью художественных образов Общественные функции искусства Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение) Специфика познания посредством искусства Отражение мира с помощью художественных образовНаглядный характерСубъективное восприятие действительности Виды искусства АрхитектураЖивописьСкульптураЛитератураДекоративно-прикладное искусствоТеатрЦиркБалетКиноЭстрада Современное искусство: постмодернизм Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.Одна из главных форм – колллаж Специфика науки Наука – система знаний о мире и его законахОсновные элементы:особая система знаний о природе, обществе, человекеособый вид деятельности, направленный на получение новых знанийсистема специальных организаций и учреждений Социальные функции науки ПознавательнаяМировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)ПрогностическаяНепосредственная производительная сила Моральные (этические) нормы современного ученого общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни)касающиеся социальной ответственности за свои открытия Особенности современной науки постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)наука превратилась в особую профессию Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор сюжета выдвижение гипотезы выстраивание композиции теоретическое осмысление фактовсоздание художественных образовэкспериментальная проверка Специфика образования Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков Функции образования приобщение человека к достижениям человечествапередача и сохранение культурного наследия и накопленного опытаподготовка человека к самостоятельной деятельностиразвитие творческих способностей личностивоспитание и социализация личности Основные направления развития современного образования ДемократизацияГуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)Гуманизация (усиление внимания к личности)Фундаментальность (выявление и изучение главного)КомпьютеризацияИнтеграция (интернационализация) Социальная функция образования заключается в том, что оно:А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном миреБ. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны Специфика религии Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общностьГлавный признак религии – вера в сверхъестественное мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь… Элементы религии Религиозные представленияРелигиозные настроенияРелигиозные действияРелигиозные организации и институты Функции религии МировоззренческаяУтешительно-компенсаторнаяРегулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…)ИнтегрирующаяДезинтегрирующаяКоммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом) Этапы эволюции религии Родоплеменные древние верованияТотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)Анимизм (вера в существование духов и душ)Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.) Этапы эволюции религии Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)возникли в период разложения родового строя и возникновения классовогопоклонение богам – покровителям своего народасложная обрядность с элементами национальной культурыоформился особый слой служителей культа (жрецы) домашнее задание Этапы эволюции религии Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)огромное число последователейкосмпополитизм (выход за пределы народов, государств)эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)прозелитизм (стремление обратить в свою веру других) Этапы эволюции религии Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)возглавляются харизматическими лидерамиобещают достижения счастья в земной жизнитяготеют к синкретизму (смешению) свобода совести? Атеизм и свободомыслие Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человекаСвободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм Специфика морали Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведенияЭтика – учение о моралиТри уровня:нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации)моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом) Функции морали Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно)Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)Коммуникативная (взаимопонимание, общение) Единство морали и права Регулирующая функцияНормативный характерЕдиный фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Регулируют только существенные отношения Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Поддерживает порядок, исходя из реальности Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживается принудительной силой государства Исключает прямое принуждение Основывается на типичном, стандартном Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Право Мораль Различия Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной Общественная психология и идеология Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп.Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами формирование целенаправленно стихийно по структуре монистическое плюралистическое Общественное мнение Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов СМК Средствамассовойинформации:печатьрадиоТВИнтернет Средствамассовоговоздействия:литературакинотеатрциркмюзиклы Техническиесредствакоммуникации:телефонтелетайпэл. почта Средства массовой коммуникации Функции СМК Информационная (предоставление информации)Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)Культурологическая (распространение достижений культуры) Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция «Европа+» детектив Д. Донцовой театр «Сатирикон» киностудия «Мосфильм»