Презентация по русскому языку на тему Приёмы работы над словарными словами (1-4 классы)


освоение словарного состава языка развитие речи: осознание смысла слов понимание структуры слова связь словарного слова с другими словами Чтение слова ребёнком Объяснение значения слова (словарь) Орфографическая работа над словом:- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса. Запись слова в орфографический словарик.  п.м.дор Слово помидор происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.  завтрак, народ, адрес, рисунок, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык. береггоретьагроном л е ь и с о г т р я а Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.(Вдруг, город, дорога, алфавит, театр, ребята, артист, только, овощи, иногда)  кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн 1.загадки 2.Из слогов составь словоба со ка (собака) зи на кор (корзина)мо ко ло (молоко) ми по дор (помидор)бан ра ба (барабан) пус ка та (капуста)бей во ро воробей) ка ро со (сорока)тон кар (картон) о род го (огород)шо хо ро (хорошо) ко ло яб (яблоко)яб ня ло (яблоня) ро ва ко (корова) ги по са (сапоги) ши ма на (машина)   3. Из каких слов выпали гласные. г . д . к . рт . н б . р . нт . п . р . г . р . д х . р . ш .к . ньк . с . п . г . д . в . н 4. Первый слог потерялся…зина …рошо …рока…поги …шина …бед…бака …рова …рабан5. Выписать слова, где ударение падает на первый слог.(Ягода, капуста, помидор, город, заяц, баран, ветер)6. Выписать слова, где ударение падает на второй слог(Сорока,хорошо,корова, яблоня, корзина) картофель, посуда, январь, черный образуйте родственные слова  газета, железо, картина, осина  образуйте новые слова с суффиксом -к- береза - березовая восточная - востокпродавец - продавать 1.Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов,действия предметов.2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.Воробей (какой?) :..Газета (какая?) :..Молоко (какое?) :..4. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый - слова мужского рода, во второй - слова женского рода, в третий - слова среднего рода.5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?:на ухо наступил.Слово - не :, вылетит не поймаешь. красное яблоко художественная литературадраматический театрширокая улицакрасный помидор учитель - учителя огороды - огород Чем забивают гвозди? Диван, кровать – это…? молотокмебель Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В комнате стояла большая кровать. Саша положил в пенал карандаш. В огороде выросли морковь, огурец, горох. Найдите в тексте однокоренные слова.Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет. Собака – друг человека.Я живу в городе Чебоксары.Холодный ветер налетел на дерево.Света помогает бабушке ухаживать за коровой.Собаки увидали кошку и бросились за ней.Воробей уселся высоко на ветке дерева.В такое время хорошо гнать метлой грязную воду в канавах. Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или задания: записать в первый столбик - названия животных, во второй - названия растений; выписать только слова из "словаря". Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы. Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.  Учитель называет слово из "Словаря" или однокоренные слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь. 1) Язык у сплетницы длиннее лестницы.2) От лени – болезнь, от работы – здоровье.3) Берёзой согреешься, а не оденешься.4) Москва слезам не верит, ей дело подавай.5) Русский человек без родни не живёт.6) Скоро дерево садят, да не скоро с него плоды едят.7) Весело поётся, весело и прядётся.8) Собака кусает не для сытости, а для лихости.9) Без мороза вода не замёрзнет.10) Ученику – удача, учителю – радость.11) Плохой карандаш лучше плохой памяти.12) Слово как воробей, вылетит, не поймаешь.  1.Заменить развернутое определение одним словом. комната для занятий в школе - приём пищи в середине дня- помещение для выставки картин- узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди - О каких героях сказок идет речь? Отгадайте и запишите их.1. В сказке «Бременские музыканты» главные герои: Осёл, Кот, Петух и …(Собака)2. Куда ушли родители, наказав дочери: «Береги братца, не ходи со двора».(Работа)3. Главные герои сказки «Приключения Чиполлино». (Овощи)4. Кто наградил Рукодельницу золотом? (Мороз)5. Что показывает клубок Ивану-царевичу в сказке «Василиса Прекрасная»?(Дорогу) Подберите синонимы. Составьте с ними предложения. К словам Подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова. медленно, весело, хороший Чебоксары – чистый и красивый ….(город)В конуре лежит …(собака)В зале мы поставили новый …(диван)Рыба в воде, а в траве - …(ягода)Зимой мы будем кататься на …(коньках)Грибы и ягоды мы собирали в …(корзину)Мне мама купила резиновые …(сапоги) 1. Составьте предложения с данными словосочетаниями.Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.2. Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом предложение.Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.Край земли у водной поверхности.Комната для занятий в школе.3. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.Рисунок в книге - : . (картинка)Килограмм - это тысяча : . (грамм)Мать родимая - : любимая. (Родина) - цвету- месту расположения- форме- звучанию- действию - вкусу- материалу- назначению г_А.зета - бум_А.га,к_А.рман - дыр_А.,д_И.ректор- кр_И.к, р_О.т,к_О.нцерт - н_О.та, х_О.р,з_А.вод - труб А,кОрабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,ин_Е.й- б_Е.лый, сн_Е.г,л_А.донь- л_А.па,к_А.пуста- з_А.яцк_А.рандаш- гр_А.нь, бум_А.га,с_О.бака- хв_О.ст  с . рока 1)а 2)о 3)и 1) Каких домашних животных вы знаете? (Собака)2) Что едет по шоссе? (Машина)3) Кто рисует зимой узоры на окне? (Мороз)4) Кого мы видим на сцене театра? (Артиста)5) Как называется столица России? (Москва)6) Чем не советуют спешить? (Языком) работа сапоги пальто машина завод Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод. сорока ворона молоко корова город мороз воробей Сорока - ворона кашку варила, кашку на молоке, на молоке от коровы. В городе был сильный мороз, прилетел голодный воробей и всю кашку съел.