Презентация по химии на тему Теория решения изобретательских задач в развитии творческой личности


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ипатовский многопрофильный техникум» Теория Решения Изобретательских Задач в развитии творческой личности Преподаватель химии и биологии ГБПОУ ИМТ Чиканова Людмила Викторовна Историческая справка Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) – автор ТРИЗ (теории решенияизобретательских задач), Автор ТРТЛ ( теории развития творческой личности) советский писатель-фантаст,изобретатель. Основная цель в обучении ТРИЗ Научить видеть противоречие, формулировать и разрешать его. Задачи:* Воспитание творчески развитой личности.*Развитие умения работать с разными источниками.* Формирование нового взгляда на решение проблемных ситуаций. Принципы ТРИЗ - педагогики В основе лежит проблемно-поисковый метод, что сближает с развивающим обучением. При «тризовском обучении» перед обучающимися не только ставятся проблемы, но и предлагаются инструменты для их решения Принцип свободного выбораПринцип открытостиПринцип деятельностиПринцип обратной связиПринцип идеальности Ставит целью формирование сильного мышления и воспитание креативной личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности Урок в технологии ТРИЗ Что он дает обучающимся?Помогает находить варианты решения проблемного вопросаРегулярная тренировка творческого мышленияСпособность применять знания в реальных ситуациях. Что он дает преподавателю?Развивает творческие способности, гибкость и системность мышленияВоспитывает готовность к восприятию нового Обеспечивает профессиональный ростЭто просто интересно! Решение задач ТРИЗ: Позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблеме к конкретным задачам и противоречиям, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшее. Учите во всем видеть хорошие и плохие стороны. Следует помнить, что абсолютно хорошего или плохого в жизни не существует.Решать задачу – значит устранить «минус», сохранив «плюс». Характерные отличия открытых задач от закрытых О.З.Тренируют учебные действия в жизненных ситуацияхЗадачи из окружающего мираС множеством решений: верных и другихРазвивают мышление, приучают думать логическиНеоднозначные данные, их может не хватать или быть избытокПри решении задач обучающиеся получают радость, мощный мотивирующий фактор З.З.Учебные действия конкретного предметаЧетко привязаны к предмету, темеС единственным правильным решением«Достаточно просто подставить данные в формулу»Данных столько, сколько нужно для единственного решения Алгоритм решения творческой задачи 1. Определите тип задачи.2. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат.3. Выявите ресурсы.4. Примените приемы и принципы решения задач.5. Проанализируйте решение. ТРИЗАДАЧНИК Давайте, попробуем? Химическая ТРИЗадача «Металл, погубивший Рим" Всем известно, что Рим спасли гуси. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и резкими криками сигнализировали об опасности. А вот что погубило Рим? Решение задачи «Падение Рима» Гипотезы: Известно, что падение Рима вызвано многими социальными, политическими и экономическими причинами. Некоторые ученые считают, что в падении Рима повинно отравление жителей свинцом. По их мнению, использование посуды, оправленной в свинец, обусловило быстрое вымирание римской аристократии, средняя продолжительность жизни которой не превышала 25 лет. Люди же низших сословий, хоть и не имели дорогой посуды, пользовались знаменитым водопроводом. Результат: Не только свинец был виноват в том, что империя чахла, существовали более серьёзные причины. И всё же доля истины в рассуждениях учёных есть: обнаруженные останки древних римлян содержат большое количество свинца. Химическая ТРИЗадача «Одно из чудес света» Как известно, климат в Индии тёплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находятся знаменитая железная колонна – одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах? Решение задачи «Одно из чудес света» Гипотезы: * Если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь * Если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется гальванической пары, способствующей разрушению; * Если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой. Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой, кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой Химическая ТРИЗадача «Чудодейственный металл» Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно - кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, еда и питье были у них одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?  Решение задачи «Чудодейственный металл» Гипотезы:В отличие от солдат, командующие его армией и свита не болели холерой и дизентерией во время длительных походов. Знаков отличия в войсках тогда не было, поэтому достойных командиров Александр награждал за храбрость серебряными чашами, которыми они пользовались постоянно.Серебряная посуда обогащает любую еду, блюдо приобретает особенно выразительный вкус. Результат: Серебро обладает бактерицидными свойствами. Офицерская посуда была изготовлена из серебра. Биологическая ТРИЗадача «Наследование чувства» Какие чувства кодируются в генах?На картинке вы видите цветок апельсинового дерева. Его запах очень яркий, хорошо запоминается и легко ассоциируется с чем-либо.Именно запахи апельсинов использовали ученые, чтобы закрепить ассоциацию к болевым ощущениям у лабораторных мышей. Решение задачи «Наследование чувства» В серии экспериментов ученые вызывали болевые ощущения электрическим током у мышей, сопровождая их запахом апельсинов. В итоге, мыши стали испытывать боль, только услышав запах цитрусов. Дальнейшее исследование показало, что болевые ощущения имеют долгосрочные последствия и могут передаваться по наследству детям и даже внукам. Ни один из потомков мышей из эксперимента не подвергался воздействию электрического тока, но все они реагировали на запах апельсинов. Те же мыши, которые не участвовали в эксперименте, вели себя, как и ожидалось, нормально. Биологическая ТРИЗадача «Цветы – символы стран» У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветам? Решение задачи «Цветы – символы стран» Результат: Болгария - розабир, Германия - фиалка, Югославия - мимоза, Англия - незабудка, Россия - папоротник в ночь на Ивана Купалу. Вывод ТРИЗ - технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей Решайте задачи ТРИЗ и у Вас не будет проблем! Заключение Притча о царе, который хотел осчастливить свой народ Однажды царь обратился к мудрецам за советом. Те задали ему три вопроса:1. Какой час на земле самый главный?2.Какой человек на земле самый главный?3. Какое дело на земле самое главное? Царь не сумел ответить на эти вопросы. А они были очень просты: Ответ мудрецов *самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил;*самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой;*дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным! Успехов Вам и творчества!Ведь творчество всегда предполагает профессионализм. Литература 1. Альтшуллер Г.С., Веткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности .-Минск: Беларусь,1994.2. Чечевицина М.Б. Химия как инструмент творчества в теории решения изобретательских задач // Современный урок – 2009.№3.3. Князева М.Ф. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время как условие развития их креативности.4. Статья «Шаровая молния»https://medium. Com/eggheado-science/10-5cca9fad18e5. Статья «Наследование страха»https:// science-article/biologiya/nasledovanie–straha.html#.vw1p4NLtmko Г