Презентация Использование элементов теории решения изобретательских задач-для повышения эффективности урока


ТЕМА Использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и ТРИЗ –педагогики для повышения эффективности урока «Творческому мышлению можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.» * ПРИМЕР “Я встаю ночью, для того чтобы пойти в ванную, но наступаю на игрушки, разбросанные моим младшим братом.”Школьник, 12 лет * Разработка решения Тапочки с подсветкой еория ешения зобретательских адач Генрих Альтшуллер1926 - 1998 Области использования ТРИЗ: В науке - для решения исследовательских задач и выработки новых концепций,В педагогике и психологии – для формирования творческой личности. Дается ситуация, а задачу еще надо поставить.Данных для решения недостаточно или их избыток.Решение вероятностное и множественное. 1.Содержат исчерпывающие сведения для решения.2.Данные достоверны и не противоречивы.3.Решение единственное. Творческие задачи Тренировочные задачи Сравнительные характеристики тренировочных и творческих задач ТРИЗ направлена на активизацию мыслительной и познавательной деятельности ученика,на способность самостоятельно мыслить,на развитие системного мышления. Принципы ТРИЗ: Принцип дробления.Принцип «наоборот».Принцип эквипотенциальности.Принцип сфероидальности. У кого денег больше? Два специалиста одновременно устроились на работу по одинаковой специальности с утвержденным равным окладом. Но в контракте у одного было сказано, что через каждые полмесяца он будет получать на 10 рублей больше, чем в предыдущий раз. Другому внесли дополнение о том, что ему будет выплачиваться каждый месяц на 20 рублей больше. Кто из двух работников получает больше?  Решение: Зарплату дают 1 раз в месяц. И у первого, и у второго за каждый месяц она будет расти на 20 рублей. Т.о., они получают одинаково Объем колбы Легенда гласит, что Эдиссон дал задание математику Эптону определить объем колбы лампы. Эптон за время чуть больше часа справился с заданием и с гордостью показал свои вычисления. Тогда Эдиссон показал, как сделать то же самое за минуту и гораздо точнее. Как? Решение По объему вытесненной воды.Налить доверху воды в колбу , а затем вылить ее в обычный мерный стакан. В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые брёвна. Чтобы определить объем загруженной древесины, контролеры измеряли диаметр каждого ствола. Работа кропотливая и медленная. А поезд в это время простаивает. Предложите, как быстро измерить объем всей древесины, не задерживая поезд? Объем древесины Решение Ответ. Вся проблема не в проведении измерений, а в том, что надо поезд отпустить, чтобы он уехал. Противоречие: бревна должны оставаться на месте , чтобы по мерить их диаметр (длина у них одинакова и равна длине вагона) и должны уехать, так как поезд надо отправлять. Используем прием «копирование»: надо сфотографировать торец вагона и дальше считать по фотографии диаметры бревен (зная масштаб на фотографии). Пусть поезд себе едет, а результаты измерений послать по E-mail. Преимущества ТРИЗ: Не требует больших затрат времени,Можно использовать в традиционной системе обучения,Развивает фантазию, воображение у детей,Вселяет уверенность в своих силах.