Презентация Лекция. Общение в сестринском деле


Министерство здравоохранения Челябинской областиГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» Автор: Евсеева Ирина Леонидовнапреподаватель первой квалификационной категории ПМ.04. и ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больнымиМДК.04.01. и 07.01. Теория и практика сестринского делаСпециальности: 31.02.01. Лечебное дело 34.02.01. Сестринское дело 1.Определение понятий «общение» и «общение в сестринском деле».2. Компоненты общения.3. Уровни общения.4. Функции общения.5. Элементы эффективного общения.6. Средства общения.7. Стили общения.8. Факторы, способствующие общению.9. Факторы, препятствующие общению.10. Правила профессионального общения с пациентом. Общение – 1) серия динамических событий, заключающихся в передаче информации от отправителя к получателю;2) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми с целью осуществления совместной деятельности. Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью его адаптации к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья. Контактная – установление состояния взаимной готовности к общению.Информационная, познавательная – обмен информацией, сообщениями.Побудительная – стимуляция активности партнёра.Координационная - взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности. Функция понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнёра. канал отправитель получатель подтверждение сообщение Вербальные:- язык;- речь. Невербальные:- визуальные;- акустические;- тактильные;- ольфактные. Визуальные :- движения и жесты;- позы;- выражения лица, выражения глаз – мимика;- направление взгляда, визуальный контакт;- кожные реакции (покраснение, побледнение);- вспомогательные средства общения (особенности телосложения, средства преобразования природного телосложения – одежда, причёска, косметика, очки, татуировка);- проксемика – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. сверхинтимная – это зона от 0 см до 15 см; интимная – от 16 см до 45 см; личная – от 46 см до 1,2 м; социальная – 1,2 м до 3,6 м; общественная – более 3,6 м. Акустические :- связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи;- не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания. Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса и т. д.);Ольфакторные (связанные с запахом): - естественные(приятные, неприятные);- искусственные (духи, косметика). Конвенциальный (деловой) стиль общения – участники общаются как носители определённых служебных функций.Примитивный стиль общения – правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики и т.д.;Манипулятивный стиль общения - человек выбирает этот стиль тогда, когда ему выгодно преувеличить свою силу или демонстрировать свою слабость.Актуализированный стиль общения – человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме. Это вид конструктивного поведения человека. Эмпатия – способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему.Личные качества медсестры: сопереживание, искренность, проявление заботы, уважения.Доверие и контакт.Создание условий для самовыражения пациента.Навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них:- навыки общения;- навыки реагирования и постановки вопросов и др. Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие решения пациентом.Резкая смена предмета разговора.Защита людей, которых критикует пациент.Преуменьшение чувств пациента.Обещания пациенту.Поспешные заключения.Культурные отличия: язык, нормы поведения.Стили общения.Различия в возрасте.Громкая речь. Представиться пациенту: указать имя-отчество, должность.Смотреть в глаза на одном уровне; если пациент лежит – сесть на стул.Проявлять доброжелательность. Создать приятную атмосферу общения.Обеспечить конфиденциальность беседы.Говорить на доступном для пациенте языке.Поощрять пациента задавать вопросы.Уметь слушать. Таблетки, микстура и тёплое слово, Горчичники, банки и нежное слово, Ни капли холодного, острого, злого!Без доброго слова, без тёплого слова,Без нежного слова – не лечат больного! Кулешова Л.И. Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова ; под ред. В.В. Морозова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012, с. 63 -78.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела :учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011, с. 61 – 74.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова ; под ред. Б.В. Карабухина. – Изд. 20-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2014, с. 64 – 82.