Презентация по теме Художественная культура Японии


Тема:Художественная культура Японии:постижение гармониис природой Искусство Японии. Условия.…Япония – самая маленькая из стран Дальнего Востока. Японское искусство складывалось и развивалось в особых природных и исторических условиях. Природа Японии разнообразна и красива, выглядит миниатюрной. Япония – страна гор, морей и многих действующих вулканов. Недолговечности вещей способствует и сильная тропическая влажность, подвергавшая их быстрому гниению. Все эти обстоятельства научили японцев обходится небольшим количеством вещей, легких и удобных для переноски. …Средневековая японская архитектура проста. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Между домом и землей оставалось пространство для изоляции от влажностей. …Стены легко раздвигались, окон не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая неяркий, рассеянный свет. Внутреннее помещение не имело мебели, лишь скользящие стены – перегородки, для создания изолированных комнат. Кухня находилась отдельно. Японский сад…Как правило, при японском доме устраивался сад, который как бы расширял границы дома.Сады служили для созерцания и сами напоминали картину.Искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. Безупречная точность, чувство материала чувствовалось в отделке дома и сада. Статуя Будды - Русяны…Лучезарная красота этой статуи подчеркивалась раскраской, позолотой,тончайшей гравировкой.Гигантскую статую отливалимного лет поколения мастеров.Создание этой статуи потребовало огромных ресурсов медии золота, строительных дорог,кораблей и шахт. Для статуи потребовалось520 т меди и 450 кг золота. «Золотой павильон»…Строились загородные резиденции – небольшие легкие павильоны предназначенные для занятий музыкой и поэзией. Одним из таких был «Золотой павильон», выстроенный в конце 14 в.Тонкий слой листового золота покрывал стены и столбытрехэтажного сооружения. Оригинальность японской художественной традиции складывалась веками под воздействием многих факторов - политических, социальных, религиозных. Но самый важный - фактор географический. Расположение густонаселенной страны на островах (их более 600) в опасной сейсмической зоне диктовало народу Японии особые правила жизни. Поэтому в культуре Японии можно обнаружить две тенденции:во-первых, стремление сохранить свою самобытность, внутреннюю национальную сущность; во-вторых, взять лучшее из материковых цивилизаций. Этапы японской художественной культуры эпохи Средневековья:Раннее Средневековье (VI-конец XII в.)Развитой феодализм(конец XII-XVI в.)Позднее Средневековье(XVII- 60-е гг.XIXв.) На данном этапе происходит заимствование традиций Китая и Кореи, объединение Японии в единое государство. Основой единения стал буддизм, который пришел через Корею из Китая. Так же в данную эпоху развивается храмовое строительство. Раннее Средневековье В эпоху Хэйан духовная жизнь Японии становится более разнообразной. Моно-но-аварэ, т.е. «печальное очарование вещей»- так называлось модное эстетическое течение X-XI вв., оказавшее сильное влияние на светское искусства. Так же расцветает лирическая поэзия в жанре танка(«короткая песня»-нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога).Разнообразие духовной жизни Японии в эпоху раннего средневековья.
Изобразительное искусствоВ XI-XII вв. складывается японская национальная школа изобразительного искусства- ямато-э. В соответствии с духом времени в работах преобладали созерцательные, чуть отрешенные настроения, спокойный ритм линий, изысканные цветовые сочетания. Одним из творцов в данной живописи был Фудзивара Такаёси. В своих работах он не стремился к точной иллюстрации литературного произведения. В его работе запечатлелось глубоко элегическое чувство, навеянное лирическими страницами повести.
Художественные ценности нового времени(XII-XIV вв.).Художественные ценности нового времени отражают литературные эпопеи- гунки, в которых исторические и мифологические сюжеты наполнены героикой военных побед.Зримый образ эпохи- портрет Минамото Ёритомо, выполненный художником Фудзивара Таканобу.
Эпоха развитого феодализма.Данная эпоха изменила всю жизнь общества кординально. После перехода власти в руки Минамото Ёритомо, появились Буси(новое особое сословие самураев, подчиняющихся кодексу «Бусидо»- «Путь воина»). Начался так называемый «культ самурая». Он заключался в том, что появилось презрение к другим сословиям, воинская доблесть, преданность хозяину и т.д.- все это воспитывало мировоззрение самурая.
Художественные ценности нового времени(XIV-XV вв.).В данный промежуток времени у японской художественной культуры открывается «второе дыхание». Началось зарождение профессионального театра ноо, объединивший драматическое действие с музыкой и танцем. Создатели театра- актеры и драматурги Киёцугу Канъами и Мотикиё Дзэами.
Постижение гармонии с природой Характерные для японцев почитание созданной самой природой красоты, стремление к её неспешному созерцанию, идущее от религиозных верований, способствовало рассвету необычных форм художественного творчества: икэбана- так называется особое сочетание цветов, веток листьев. Другим явлением художественной культуры, философии, религиозного знания в Японии стал сад. На сравнительно маленьком участке земли японцы создавали композиции из деревьев, мхов, камней, имеющие многозначный духовный подтекст(«Сухой сад» ) . Эпоха позднего СредневековьяВ начале XVII в. В столице Киото и её пригородах возводятся дворцовые комплексы, отличающиеся роскошью убранства и удачной вписаностью в ландшафт. Наиболее знаменитыми являются загородный императорский дворец Кацура, замок сегуна Нидзё, замок Химэдзи. Дворец Кацура
Большой любовью японцев пользовались театр кукол (дзёрури) и театр кабуки, который сложился в XVII в. Родоначальницей кабуки считается женщина – актриса и режиссер О-Куни, труппа которой заявила о себе в 1603 г. Сценическое искусство.
Островное государство сумело вписаться в современный мир, не утеряв своей самобытной культуры, создававшейся в течение долгого периода Средневековья. На культуру Японии большое влияние оказало её изолированное территориальное положение, особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусства Японии.
Каллиграфия В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. «путь письма»).

Скульптура Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. В качестве основного материала для скульптур использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.

Нэцкэ Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ. Нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.


Икебана («кадо» — путь цветов) Икебана ( яп. икэбана, «ике» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Театр В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра кабуки  (яп. «песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы.

Аниме и манга Аниме (или японская анимация) имеет высокую популярность во всём мире. Среди остальных жанров мультипликации выделяется большей ориентацией на взрослую аудиторию. Часто аниме — это экранизации японских комиксов манга.

Архитектура В целом для японской архитектуры характерно стремление к простоте.


Традиционный японский дом Минка — «дом простолюдина», дерево, бумага.

Одежда В Японии можно встретить два типа одежды — традиционную — вафуку (яп. японская одежда), и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно — буквально переводится «одежда, наряд» — общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.

Национальная кухня Основой японской кухни является рис. Вторым по значимости продуктом питания японцев является рыба. В последнее время японская кухня довольно популярна за пределами Японии, также вследствие её низкой калорийности она считается полезной для здоровья. Суши

Религия Основной религией Японии считается Синтоизм (или Синто, дословно переводится «путь богов»). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Важной особенностью синтоизма является культ предков. В современной Японии доля населения, одновременно исповедующего две религии — буддизм и синтоизм, составляет 84 %.

Сакура Сакура — известный символ Японии и японской культуры — с давних пор почитаемое японцами растение. 27 марта, начиная с 4-го года Хэйсэй (1992) общественной организацией «Общество Японской Сакуры» введён Праздник Цветения Сакуры.

Чайная церемония (яп. тя-но ю) Cпецифическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

Садово-парковое искусство ЯпонииКамни – вестники вечного, навевают думы о прошломВода – воплощение текучести, изменений и превращений жизниВода – это зеркало мира, воплощение покоя. Живопись Японии(ямато - э) Гравюры (укиё-э) – «искусство быстротекущего мира»Китагава Утамаро (1753-1806 гг.)Кацюсика Хокусай (1760-1849 гг.)Андо Хиросигэ (1787-1858 гг.) Своеобразие японской архитектурыАрхитектура Японии отличается устойчивостью конструктивных принципов и традиционных приемов, выработанных веками.В Японии, где исстари ощущался недостаток пригодной для жизни земли, люди научились использовать пространство с максимальной экономностью и целесообразностью.Японская архитектура прошлого соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям.


Своеобразие японской архитектурыГлавным строительным материалом издревле служило дерево. Из него возводились легкие постройки, основой которых служил каркас. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки .Стены, не имеющие опорного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены на более прочные на холодное время или сняты, оставляя пространство дома широко раскрытым на зеленый простор сада. Вместо окон на решетки стен натягивалась белая бумага, пропускающая ровный мягкий свет. Внутри помещение имело скользящие стены- перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.Своеобразный вид ландшафтной архитектуры- знаменитые японские сады, возникшие под влиянием древней религии, соединенной с буддизмом. Они призваны были создавать условия для созерцания природных форм и связанных с ними ассоциаций. «Сухие сады«,состоящие из гальки и камней, на маленьком клочке земли создавали картину большого мира.Замок Нидзё Киото 1626 г. Национальная школа живописиНаиболее значительный вклад в мировую культуру Япония внесла в эпоху средневековья( с 6- 8 в. до сер. 19 в.), испытав сильное культурное влияние Кореи и особенно Китая.Собственно японская школа светской живописи- Ямато- э складывается с 8 в.Живописцы Ямато- э расписывали стены дворцов, ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. На шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота и серебра художники рисовали пейзажи, придворные сцены. Одновременно развивается портретная живопись. Картины Ямато- э(«японской живописи») оставляют впечатление праздничной торжественности.Интерьер с росписями

Национальная школа живописи В 17 в. в Японии официально было запрещено строительство замков. Потому единственной формой росписи стала ширма. Эти росписи умело сочетают декоративную яркость со строгим лаконизмом, они выявляют самую суть явлений и отмечены безупречным вкусом. Недаром в Японии говорят : «Все излишнее безобразно».