Презентации к урокам русского языка (3-4 классы)


Очень хочется помочь Али – Бабе открыть дверь к сокровищам. Но как подсказать ему правильное написание волшебных слов заклинания, если он не может их нам назвать? Мы выяснили, что именно надо знать о любом слове, чтобы рассказать о способах его проверки. ПОЛУЧИЛОСЬ: слово Что проверять: гласный, согласный Где проверять: в какой части слова Какой частью речи является Мы рассуждали Основной принцип русского языка – фонемный. Слабую позицию проверяем по сильной: -- + Для парных согласных: согласный перед согласным ( кроме сонорных и в ) и в конце слова Для парных согласных: согласный перед гласным, сонорным р,л,м,н,й и в р,л,м,н,й,в Для гласных: гласный безударный Для гласных: гласный подударением Слабая позиция Сильная позиция Об особенностях проверки гласных и согласных в слабой позиции в разных частях речи; О способах проверки написания окончаний в разных частях речи Работу выполнять будем в группах, а эксперты отправят наши советы Али – Бабе. Мы расскажем ЧТО проверять, ГДЕ проверять и КАК проверять. Группы работают с орфограммами: 1группа - в приставках 2 группа – в корнях 3группа – в суффиксах 4группа - в окончаниях Подсказка Али – Бабе о написании приставок Приставки надо запомнить. Они пишутся всегда одинаково. Можно проверить по словарю. Подобрать слово с такой же приставкой, но в которой гласный или согласный находится в сильной позиции (пришёл – прибыл, подполз - подлез). …з - - раздал, безбрежный …с - - раскрыл, беспечныйприставки з нет в русском языке. Али - Баба! У тебя есть надежда записать заклинание! Подсказка Али- Бабе о написании корня слова Чтобы правильно написать корень слова, надо: знать орфограммы (жи-ши,ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, нщ, же, ше, цы-ци и другие) ,чередование корней. Слабую позицию гласных и согласных надо проверять по сильной. Для этого изменить форму слова (род, число, падеж, лицо или время) или подобрать однокоренные (близкие по значению, у которых корни равны, а основы – нет). Например:[акно] - [окна], [гупк’и] - [губы], [губной’ ] Проверять по словарю. Схема – подсказка для Али - Бабы Суффикс «Беглый» звук – пиши в суффиксе е . е Запомни, проверь по словарю. Чтение схемы Схема --- + = ЧЕРТЁЖНИК - ЛЕСНИК Слабую позицию звука в суффиксе проверяй по сильной в таком же суффиксе другого слова. ик ? ек домик – домика звоночек - звоночка о ? а в наречиях приставкой: слева- с окна, вправо- в окно В наречиях с приставками суффиксы проверяем словом окно с предлогом, равным приставке наречия. Нам было интересно работать! подходит ли способ проверки орфограмм слабых позиций в аффиксах и корнях слов к проверке окончаний? Советы Али – Бабе по проверке орфограмм в разных частях речи. Имя существительное. Безударные окончания пишутся так же, как и ударные в существительных тех же склонений и падежей. Слова для проверки окончаний существительных 1, 2, 3 склонений - сестра, слон, степь (на кровати = на степи).Существительные на -мя проверяются словом путь (имя = в пути = в имени).В существительных с основой на [ий’] е меняется на и ( [арм’ий’а] - в армии ). (продолжение) Имя прилагательное Глагол Безударные окончания проверяй по ударному окончанию другого прилагательного или по окончанию вопроса к нему: [новаму] - какому?, злому -- новому -- нового ( о[в]о ) синего ( е[в]о ) ого , (его) горный, здоровый, синий родной, злой ой , ый , (ий) В слабой позиции В сильной позиции Окончание 3 лицо глаголов неопределённая форма -тся ( боятся – что делают? ) -ться (бояться –что делать?) 2 лицо глаголов ишь , ешь , ёшь 1 спряжение внимание, 2 спряжение исключения! ут , ют – е -- ( ете, ем ) ат , ят -- и – ( ите, им ) Нам в группах пришлось много поработать, чтобы объяснить Али – Бабе как обозначать звуки на письме, ЧТО, ГДЕ, и КАК проверять. Выделить орфограмму: гласный или согласный звук . Определить, в какой части слова орфограмма (в приставке, корне, суффиксе или в окончании). Привести к сильной позиции: в приставке и суффиксе - подобрать слово с такой же приставкой или суффиксом, но в сильной позиции. в корне – изменить форму слова или подобрать однокоренное в окончании – подобрать слово той же части речи и с тем же изменением формы слова, но с окончанием в сильной позиции. Запомнить орфограммы, работать со словарём. Али – Баба! Мы желаем тебе удачи! сообщение от Али - Бабы Вы мои друзья и спасители! Я уже записал текст заклинания и иду открывать потайную дверь. Вот этот текст: золата дабывай’ут из з’имл’и, а знан’ий’а ис кн’ик. Запишите его и спешите ко мне: я поделюсь с вами сокровищами! Мы посоветовались и записали так: ”Золото добывают из земли, а знания из книг.” Мы знали об основном принципе правописания в русском языке- фонемном. Исследовали приёмы использования принципа русского письма при написании корней, аффиксов и окончаний важнейших частей речи. Хотим узнать распространяется ли всеобщий способ решения орфографических задач на другие части речи Али – Баба! Мы спешим к тебе! Мы получили библиотека Куда же привела Али – Бабу потайная дверь? В библиотеку! А там, действительно, находится настоящее сокровище – книги! Книги – источник знаний! Русский язык, 3 класс, Репкин В. В. Восторгова Е. В. Некрасова Т. В. Чеботкова Л. В., Харьков – Москва «Развивающее обучение», 2004. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса. Восторгова Е. В., Чеботкова Л. В. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.), «Вита – Пресс», 2004. Орфографическая тетрадь. Учебное пособие. 3 – 5 классы. Программа развивающего обучения. Под ред. Репкина В. В. Томск, «Пеленг».2001.