Учебный проект «Лекарственные растения Воронежской области»


Тема учебного проекта«Лекарственные растения Воронежской области» Творческое название«Зеленый лекарь» Учебный предмет: окружающий мирУчастники: учащиеся 4 «Б» класса МОУ СОШ №71 г.о.г. ВоронежаРуководитель проекта: Рожманова В.П. Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности Задачи: Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местностиВыяснить значение лекарственных растений для человекаОпределить, какой вред человек наносит «зеленому другу» и как сохранить численность лекарственных растений. Актуальность: Люди часто болеют, у них слабый иммунитет, а лекарственные препараты стали дорогостоящими. А не попросить ли нам помощи у растений, наших «зеленых друзей»?Методы исследования: Анализ источников информацииНаблюдениеСоциологический опрос среди детей, взрослых. Проблемные вопросы учебной темы:Может ли растение вылечить?Нуждаются ли растения в помощи человека? Учебные вопросы:Какие лекарственные растения можно встретить в нашем регионе?Какую помощь приносят человеку лекарственные растения?История использования лекарственных растений.Как сохранить численность лекарственных растений? Состав группы: «Ботаники»Королькова В.Кузнецова Н.Лаврушина В.Шаталин М.Тюрин Р.Потулов Д.Крапоткина Д. Вопрос анкеты: «Какие лекарственные растения нашего края знаете?»Всего опрошено: 42 человека. Ромашка аптечная Валерианалекарственная Одуванчиклекарственный Кипрейузколистный Подорожник Ландыш майский Земляника лесная Мать-и-мачеха Тысячелистник обыкновенный Плаун булавовидный Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти – Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. Белая корзинка - Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. Такого модника как этот Ещё не видела земля, Он очень любит среди лета В пуховой шапке щеголять. Состав группы: «Целители»Преображенская С.Кузнецова Е.Апарцева М.Бурчакова К.Рюмшин В.Гриднев В. Ромашка аптечная(Соцветия) ВалерианаЛекарственная(корневища с корнями) ОдуванчикЛекарственный(корень) Подорожник(листья) Ландыш майский(листья) Плаун булавовидный(Споры) Земляника лесная(ягоды) КипрейУзколистный(листья) Мать-и-мачеха(цветки) Тысячелистник обыкновенный(листья) Вывод: целебные свойства лекарственных растений проявляются в отварах, настойках, вот почему части этих растений используют в приготовлении лекарственных препаратов и в народной медицине. Вопрос анкеты: «Мы заболели: как нас лечат взрослые?»Всего опрошено: 30 человек. Вывод: мы не любим лечиться таблетками, ведь они горькие, неприятные. Но есть сладкие лекарства: ягоды. Лекарственные растения – настоящие кладовые витаминов. Они помогают быстрее выздороветь и восстановить силы.    И если случится нам простудиться,Привяжется кашель, поднимется жар,Придвинем к себе кружку, в которой дымитсяСлегка горьковатый, душистый отвар. Состав группы: «Историки»Беляев И.Толбин А.Ивлев М.Антипова В.Бурмистрова С.Дмитренко Д.Дергилева Н. 1. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? 2. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Приложить лист подорожника) (Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля) (Валериану. Валериановые капли применяют при бессоннице и нервных расстройствах) 3. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? 4. Какие растения растут везде, где упадут на парашютиках его семена? 5. Какое лекарственное растение цветет без листьев? (Ландыш) (Одуванчик) (Мать-и-мачеха) 7. Какое растение лечит сердце? 6. Какое растение живет в тени под дубками, в его белоснежных цветах кормятся насекомые? (Из ягод и цветов ландыша готовят капли) Согласно сохранившимся сведениям основатель Москвы суздальский князь Юрий Долгоруков самолично заложил малиновый сад (XII век). Мелиссу лекарственную узнали и широко использовали как лекарственное растение древние греки и римляне. В древние времена воины лечили свои раны прямо на поле боя листьями тысячелистника. Это лекарственное растение они называли «солдатской травой». Интересный факт, что в Америке, до завоевания европейцами этого континента, не было подорожника. Не существовал он там, как вид. А завезли его вместе с собой на кораблях колонисты. Подорожник - «след белого человека» .Считается, что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым» На Руси валериану также рекомендовали в качестве лекарственного растения. В Древней Греции и Древнем Риме также использовались лекарственные травы при лечении людей. Сохранились древние рукописи Гиппократа (460-337 г.г. до н.э.), основоположника современной медицины, где указано 236 лекарственных растений.У греков даже был Асклепий (Эскулап) - бог, владевший тайнами лекарств и лекарственных трав. Интересно отметить, что в одном из травников описано лечение гнойных язв «банной плесенью», т. е. за 7 столетий до открытия А. Флемингом антибактериального действия грибов и создания антибиотиков.В середине XVII в. в России был создан специальный «Аптекарский приказ» - учреждение, ведавшее снабжением лекарственными травами царского двора и армии. Позже служилым людям, отправленным на освоение Сибири, было рекомендовано сообщать и о зарослях лекарственных растений. Тогда же начали создавать «аптекарские огороды» - сады, где разводили лекарственные растения. Так, в Москве в 1724 г. по инициативе Петра I был создан «аптекарский огород» (будущий филиал Ботанического сада МГУ), а еще раньше, в 1714 г., был создан «огород» лекарственных трав на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Впоследствии здесь был организован Ботанический институт Академии наук - центральное ботаническое учреждение нашей страны. Состав группы: «Экологи»Болотов В.Волков В.Гринь В.Казанцева А.Щербина А.Бондарева С.Кузнецов А.Елисеева О. Всего опрошено: 29 человек.Вопросы анкеты: Замечаете ли вы растения, когда идете по улице? Всего опрошено: 29 человек.Вопросы анкеты: 2. Какие чувства испытываете, если видите сломанные или выдернутые с корнем растения? Всего опрошено: 29 человек.Вопросы анкеты: 3. Сажаете ли вы лекарственные растения? Белое чудо В душе поднялась боль и обида Вытаптываем во время сбора.Не даем созреть семенам, срывая цветки.Большой спрос на лекарственные растения.Не соблюдаем правила сбора лекарственных растений. Научись отличать растения, подлежащие сбору от сходных видов.Надо знать, какие части растений имеют лечебные свойства.Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.Изучи календарь сбора лекарственных растений.Не собирай лекарственные растения у шоссейных дорог.Не собирай лекарственные растения там, где их очень мало.Зря не рвите лекарственные растения, а собранные правильно храните.Не рекомендуется рвать одиночное растение.Оставь крепкие и здоровые экземпляры растений на месте сбора.Сушите лекарственные растения на воздухе в тени(дачные чердаки). Вымойте руки после сбора лекарственного сырья. Чтобы сохранить численность лекарственных растений нашего региона, надо помнить «Правила сбора растений»Широко проводить разъяснительную работу по охране лекарственных растений через средства массовой информации (радио, телевидение, печать)Повесить плакаты с рисунками охраняемых растений в школах, на цветочных рынках, на турбазах, в лагерях отдыха.В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания. Выращиваем лекарственные растения в огородах, садах, участках, подальше от дорог, в экологически чистых условиях. Конечно, редкие растения следует сохранять в тех местах, где они растут в диком виде, в свойственной им природной обстановке. Только здесь у растений в полной мере проявляются все их целебные свойства, не теряются никакие из них. Только здесь вид остаётся полноценным. В результате исследовательской работы Мы узнали историю лекарственных растений. Познакомились с их целебными свойствами. Усвоили «Правила сбора» лекарственных растений.Подготовили викторины, загадки. Результатами нашей работы стали:Письменные работы детей, сообщения о лекарственных растениях, письма «зеленому другу».Составление буклета «Рецепты здоровья от Зелёного лекаря».Участие в театральном представлении для учащихся 1-2-х классов по сказке П.А. Синявского «Сказка про лекарственные растения».Создание агитационного буклета по защите лекарственных растений.Подготовка докладов для школьной конференции «Моё здоровье – в моих руках». Мы, школьники, отдаем свою любовь и защиту . Каждый из нас помнит: «Я друг и защитник природы!» Ошанин С. Л. Возвращение к травам // Дары природы / В. А. Солоухин, Л. В. Гарибова, А. Д. Турова и др. / сост. С. Л. Ошанин. — М.: Экономика, 1984. — С. 47. — 304 с. — 100000 экз.Флора европейской части СССР / Отв. ред. и ред. тома Н.Н. Цвелёв. — РАН – Ботанический институт им. М.Л. Комарова. — СПб: Наука, 1994. — Т. 7. — с. 317 с. — 920 экз. — ISBN 5-02-026726-0.Губанов И.А., Киселёва К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. — М: Тв-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований, 2004. — Т. 3. — С. 459. — 3000 экз. — ISBN 9-87317-163-7.Костина Л. Лечение ромашкой. — М: ООО «АСС – Центр», ООО «Авеонт», 2005. — С. 128. — 30000 экз. — ISBN 5-90150-060-1.Рыжкова Н.П., Пикунов Е.Ю. Лекарственные растения: От А до Я. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 294 – 296 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-08879-0.Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения. Учеб. пособие / Под ред. Г.П.Яковлева и К.Ф. Блиновой. — 2-е, испр. и доп.. — СПб: СпецЛит; СПХФА, 2002. — 242 с. — 2000 экз. — ISBN 5-299-00209-2.http://bibliotekar.ru/lekarstvennye/6/46.htm Приложение 1. Земляничный чай. Способ приготовления: 1 столовую ложку порезанных листьев залить стаканом кипятка, настоять в течение 30 минут, процедить. Способ применения: пить по стакану 1-2 раза в день. Чай содержит витамин С, является хорошим средством от простуды, улучшает аппетит.2. Отвар их листьев ландыша. Способ приготовления: листья заварить кипятком, настаивать в течение 20 мин., процедить.Способ применения: пить по 2 ч.л. при заболеваниях сердца (выравнивает ритм сердца).3. Отвар из травы и цветков одуванчика .Требуется: 20 г травы и 20 г цветков, 400 мл воды.Способ приготовления: траву и цветки залить водой, кипятить 10 мин., настаивать 30 мин., процедить.Способ применения: пить по 50 мл 3-4 раза в день после едыпри заболеваниях печени, почек. 4. Отвар травы кипрея узколистного (Иван-чай).Способ приготовления: 15 г измельченных листьев залить стаканом воды, кипятить 15 мин., настаивать 1 час, процедить.Способ применения: принимать по 1 ст. л. 3-4 раза в день перед едой для лечения дыхательных путей, мигрени, средство от бессонницы. 5. Настой листьев подорожника. Требуется 100 г сушеных листьев подорожника и 500 мл воды. Способ приготовления: Заварить листья кипятком, настоять в течение двух часов, процедить. Способ применения: пить по 1 ст.л. 3 раза в день после еды при кашле, бронхите, астме.6. Настой из травы тысячелистника. Способ приготовления: 30 г измельченной травы тысячелистника залить 1 л кипящей воды, настаивать 20 минут, процедить.Способ применения: принимать по 1 ст.л. за 15-20 мин. до еды для лечения бронхита, легких; снимает головную боль.7. Настой цветков ромашки. Способ приготовления: 15 г сухого измельченного сырья залить стаканом крутого кипятка, настаивать в закрытой посуде 20-30 минут, процедить.Способ применения: пить по 1 ст.л. 3 раза в день. Расширяет сосуды головного мозга, улучшает дыхание.З А П О М Н И Т Е !Рецепты приготовления настоев и отваров многих лекарственных трав просты.Главное – не допустить ошибки при их сборе и по назначению использовать. Ландыш и женьшень занесены в Красную книгу. Почти исчезла целебная трава валериана. Стало меньше плауна булавовидного. Не вытаптывай растения во время сбора! Не рви одиночное растение! Не собирай травы, в которых накапливаются продукты выхлопных газов. Помни о правилах поведения в лесу и ты сохранишь лекарственные растения. Не собирай цветы в букеты и не продавай их на цветочных рынках! Бери ровно столько, сколько нужно! Занесен в Красную книгу Не рви растения там, где их мало. Цветы рвать запрещено! Оставь на месте сбора крепкие здоровые растения. Береги природу! Береги зелень Родины! Ходи по тропинкам! Без цели не срезай одуванчики! Не собирай растения в экологически загрязненных районах! Собирай в сентябре-октябре! Дай созреть семенам! Занесен в Красную книгу Казанцева А. Подорожник Хочу рассказать о лекарственном растении – подорожнике.Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего на велосипеде мальчика. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал растение и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой.С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.  Беляев И. Ромашка-спасительница Утром с восходом солнышка просыпаются все цветы. Расцвела ромашка. Маленькая бабочка пролетела над цветком. Она рассыпала пыльцу. Вдруг налетел воробей и хотел съесть её. Бабочка заметалась по полянке, она просила помощи у всех цветов, и только ромашка распахнула лепестки и укрыла её. Воробей поискал, поискал и улетел ни с чем. Бабочка вылетела и поблагодарила ромашку, а затем построила дом под её лепестками. Так и подружились ромашка и бабочка. Когда наступила зима, бабочка сделала настой из лепестков и листьев ромашки, чтобы лечиться. Кузнецова Н. Крапива Нет человека, который не обжигался бы крапивой. Так же все знают, как она выглядит. Крапива растет вблизи человеческого жилья, в садах, огородах. Для целебных целей используют листья и корневища.Листья крапивы применяют для повышения обмена веществ, при недостатке витаминов, для улучшения состояния сосудов. Особенно полезна крапива для людей с повышенным давлением. Целебные свойства крапивы проявляются в отварах, настойках, в виде крапивного сока.Издавна на Руси варили борщи из молодой крапивы, и вкусно и полезно!     Дергилева А. Подорожник Растение это очень неприхотливое. Растёт оно практически повсеместно, где живёт человек. Больше всего, конечно, оно любит расти вдоль дорог, на лужайках, вдоль ручейков, на берегах разных водоёмов. Любит это растение человека. А как же не любить? Ведь при помощи нас, людей, оно и распространяется. Идёт человек по дороге, а семена и приклеиваются к обуви. Дальше мы их несём по дороге. Отсюда и получилось название «подорожник».Таким способом шло распространение этой маленькой, но такой ценной травы. В европейских странах подорожник распространён практически везде. Во всём мире знают подорожник и пользуются его замечательными целебными свойствами.        Волков В. Зверобой В одном селе жил мальчик Петя. Зимой он сильно простудился. Несколько дней подряд шла сильная пурга, дороги замело. Не могла приехать к Пете скорая помощь.С каждым днём становилось Пете всё хуже и хуже. Бедный мальчик еле-еле держался.Но вдруг пришло спасение! Петина бабушка заварила чай со зверобоем и дала больному. Мальчик сразу пошёл на поправку. Через неделю он уже играл с дедушкой в шахматы, лёжа на кровати. (Пете было трудно встать.) А уже через месяц Петя бегал по дому.Когда наступила весна, мальчик набрал в лесу много зверобоя. Он твёрдо запомнил: зверобой-лучшее лекарство от простуды!         Гриднев В. Ромашка На наших полях растёт красивый скромный, но очень полезный цветок. Ромашка своё название берёт от латинского слова «римская». Ромашка – это однолетнее растение. Настой из этих цветков имеет целебные свойства: снимает боль, уменьшает воспаление. Принимают её при простудных заболеваниях, при болезнях желудка и многих других болезнях. Ещё ромашку можно назвать королевой красоты, потому что её используют при приготовлении косметики, кремов, шампуней. Вот так ромашка заботится о нашем здоровье и красоте.       Сообщения детей о лекарственных растениях Шаталин М. Календула лекарственная Календула лекарственная (ноготки лекарственные) – однолетнее травянистое растение семейства сложноцветных высотой 30-60 см. Стебель прямостоячий, разветвленный. Цветки собраны в крупные корзинки, оранжево-красно-желтые. Плоды-семянки разной формы и величины. Цветет с июня до сентября. Выращивается как лекарственное и декоративное растение во многих регионах России. В качестве лекарственного сырья используются цветки растения, которые собирают многократно: с начала цветения до заморозков через 3-5 дней.Применяют как ранозаживляющее, бактерицидное, противовоспалительное средство. Настой как желчегонное, настойку при ангине, желудочно-кишечных заболеваниях.      Щербина А. Мелисса лекарственная Травянистый многолетник семейства губоцветных. Распространена на юге европейской части России, Кавказе, в Средней Азии. Растет по опушкам леса и оврагам, тенистым ущельям. У нас это садовое растение. Его сажают в садах и огородах. Культивируется во многих странах мира. Является приправой к пище; ценный медонос. В качестве лекарственного сырья используется трава. Заготавливают ее во время цветения; сушат в хорошо проветриваемых помещениях или сушилках. Сырье содержит эфирное масло с запахом лимона, применяемое в парфюмерии и для ароматизации напитков. Как лекарственное средство мелиссу знали и широко использовали древние греки и римляне.В народной медицине настой этой травы употребляли как успокаивающее, противосудорожное и болеутоляющее средство.      Потулов Д. Кипрей узколистныйНаучное название происходит от греческого слова «chamai» (маленький) и латинского названия «олеандра», то есть «маленький олеандр». В народе называют «иван-чай», «копорский чай». Это многолетнее растение. Стебель прямостоячий. Листья с верхней стороны блестящие, с нижней – сине-зелёные. Соцветие – длинная кисть. Цветки розовые или розово-белые.                 Лаврушина В. Валериана лекарственная Вы слышали про валериановые капли? Они делаются из корней валерианы. На сырых лесных опушках и полянках между кустами, на сырых лугах вблизи болот можно встретить высокое, в рост человека, растение. У него прямой с продольными бороздками стебель и мелкие бледно-розовые цветочки, собранные в пучки.Валериана нигде не образует сплошных зарослей, но приспосабливается к любым условиям. Введена в культуру, и уже есть много высокоурожайных сортов.                Гринь В. Ландыш майский Ландыш майский – Convallaria majalis L. – относится к семейству лилейных. Это многолетнее травянистое растение высотой 15-30 см. Цветет в мае – начале июня. Народные названия: ванник, гладыш, молодильник, заячьи ушки, ранник и др.Встречается ландыш во всех районах: по лиственным сырым лесам, лесным оврагам, реже на лугах. Его можно встретить и в средней полосе России.Ландыш относится к числу древних лекарственных растений. Особую популярность он приобрел в Европе в средние века, когда из него был изготовлен ряд средств, пользовавшихся большим успехом. Так, в Пруссии это была «Вод Гартмана от параличей», а в Англии- настой «Золотая вода». Если внимательно вглядеться в старинные гравюры с изображением Николая Коперника, можно заметить, что в букете цветов, который держит в руке великий астроном, есть и цветки ландыша. В старину ландыш считался одним из символов лечебного искусства, поэтому он был преподнесен Копернику в знак его врачебных заслуг. Ландыш ядовит, особенно цветки, но именно это свойство делает его очень ценным препаратом при лечении некоторых недугов. Все части этого лекарственного растения- листья, корень, цветки- содержат фармакологически активные вещества из группы сердечных гликозидов. Эфирное масло придает цветкам неповторимый аромат.  Толбин А. Одуванчик лекарственный В народе его называют: пустодуем, молочником, пуховкой, пушицей. Это травянистое многолетнее растение. Корень стержневой, толстый, маловетвистый. Все листья розеточные, 10-25 см. длины с перисто-надрезанными краями. Цветки похожи на язычки, золотисто-жёлтого цвета. Плоды- коричневые шиповатые семянки с белым хохолком в виде зонтика. Цветет в мае- июне. Размножается семенами. Встречается в нашем крае в тех местах, где мало растительности. Сомкнутый травостой не дает возможности прорастать семенам одуванчика. Присутствие одуванчика отмечает следы хозяйственной деятельности человека. Семянки растения как гвоздики вдавливаются в почву подошвами обуви или колесами машин. Запаха растение не имеет, а вкус горьковатый со сладковатым привкусом. Корни одуванчика входят в состав чаев. Бондарева С. Здравствуй, моё солнышко! Я соскучился по тебе, ведь в хмурый осенний день ты радуешь нас цветами. Когда я приду после школы, обязательно к тебе зайду. Спасибо, что ты лечишь людей.  Апарцева М. Здравствуй, красавица ромашка! Я очень люблю разговаривать с растениями, а больше всего с ромашками. Хочу сказать, о моё золотое солнышко, что я приду к тебе на каникулах пообщаться и принесу тебе подарок. Ты самая прекрасная, нежная ромашка! Спасибо тебе, что помогаешь нам пережить холодную зиму без болезней.