Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с использованием программы «Ребенок в социуме»


Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с использованием программы «Ребенок в социуме» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В.А. Сухомлинский АКТУАЛЬНОСТЬВ современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками. Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Целью программы является: создание условий для развития социально-коммуникативного и эмоционально-психического здоровья ребенка посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действования в нем.Задачи: Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам.Формировать у ребенка различные способы позитивного социального поведения, которые обеспечили бы ему эмоционально-психологическую уравновешенность и здоровье, адаптацию, взаимодействие, коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение и выхода из конфликта.Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях, позволяющих сохранить свое здоровье в различных негативных ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к самоактуализации и самоутверждению.  Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016г.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группыродители воспитанников. Формы реализации:Система работы включает:- НОД (занятия)- беседы, - наблюдения, - игровые занятия, - экскурсии,- проблемно-игровые ситуации,- викторины, сочинение загадок и сказок- коммуникативные игры- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.Чтение и обсуждение художественной литературы.Проигрывания проблемных ситуаций.Использование драматизаций, различных видов театрализованной деятельности. Материально - техническое обеспечение:- компьютер;-мультимедийная установка;-музыкальный центр;- ноутбук, DVD.Методические пособия и игры:-фотоальбом «Изобрази себя другим»;- пособие «Веселые, грустные или…», «Чье окошко?», «Календарь эмоций», «Ворчун и весельчак», «Ссоры», «Мы»;- дидактическая игра «Подбери одежду», «Азбука настроения», «Кубики», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Забавный гномик», «Встреча эмоций», «Банк идей», «Хорошо и плохо»;- альбом «Вот я какой»;-дидактическое пособие «Что нравится мне и другим», «Котауси и Мауси»;-альбом «Эта книжечка про меня»;-альбом «Вот мы какие!»;-результаты деятельности детей «Буква моего имени»;Наглядные пособия:-игрушки (куклы, животные, сказочные персонажи);-фотографии, картинки, карточки.Оборудование:-колокольчик,-зеркало, шкатулка, платочки;-листы бумаги;-набор цветных карандашей;-детский конструктор;-мел;-магниты;- клубок ниток;-фланелеграф. Планируемые результаты В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.Целевые ориентиры на этапе завершения программы 1.Усвоение норм и ценностей, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные нормы самостоятельно; стремится к социально одобряемому поведению, положительно относится к требованиям взрослого, замечает нарушения правил и норм другими детьми.2.Развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Участвует совместно со взрослыми в разных видах деятельности. Харатерна внеситуативно-познавательная форма общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний, задает вопросы о мире.3.Становление самостоятельности, целенаправленности саморегуляции собственных действий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, игре, инициирует и выполняет разные виды детской деятельности, достигая результата4.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчи-вости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Адекватно реагирует на указания и оценку взрослого, стремится к совместной со сверстниками деятельности.5.Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.6.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 1 этап. ИНФОРМАЦИОННО –АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТАИзучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. Подбор методов педагогической диагностики детей.Анализ результатов начальной диагностики.Создание в группе предметно-игровой среды.2 этап. Реализация программы «Ребенок в социуме».3 этап. Заключительная (итоговая) диагностика. 1 этап. Диагностический. Образовательная область СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: 1.Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.2. Соблюдает ролевое соподчинение, ведет ролевые диалоги. 3.Взаимодействуя с товарищами, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. 4.В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам. 5.В настольно печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять правила. 6.Адекватно воспринимает в театре художественный образ, сам воплощается в роли, используя мимику, интонацию, атрибуты, реквизит. 7.Имеет простейшие представления о театре, театральных профессиях.8.Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок с помощью взрослого. 9.Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, сам готовит рабочее место, убирает материалы. 10.Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте, знает и соблюдает элементарные правила дорожного движения. 11.Различает спецтранспорт, знает его назначение, понимает значение сигналов светофора, некоторые дорожные знаки 12.Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе, бережно относится к природе. Уровень развития социально-коммуникативного развития. Мониторинг (начало года) Тематический план1.Уверенность в себе Разгляди себя в зеркалеЧто между нами общегоПредставь и изобрази себя другимТвоя любима едаЖивотное, которое тебе нравитсяТвоя любимая игра, игрушкаКрасивый – безобразныйОбычный – странныйПодведение итогов2.Чувства, желания, взгляды Грусть, радость, спокойствиеПечаль, гореЗлостьСтрахНикто меня не любитИтоговое3. Социальные навыкиДрузьяС кем ты хочешь дружить?СсораКак помиритьсяЛасковые словаЧто можно делать, а чего нельзяСовместные игрыПодведение итогов. ИТОГО 23 занятия Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. ИГРА «Пусть всегда будет»Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет ... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы. Взаимодействие с семьей В рамках данной программы взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов в группах, организация выставки детского творчества, день открытых дверей, ознакомление с программой на официальном сайте ДОУ. Уровень развития социально-коммуникативного развития.Начало и конец года Результаты:Уровень СКР у детей средней группы к концу года: низкий уровень – 4%(на начало года 22%), средний уровень -37% (45%), высокий уровень – 59% (33%).Программа «Ребенок в социуме» показала положительный результаты и предполагает дальнейшее использование в старшей группе. Список литературыВетрова В.В. Уроки психологического здоровья. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России , 2000.Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н.П. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.Дьяченко О. М.и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004; Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социаль­но-эмоциональному развитию детей дошкольного возрас­та.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006